Двое и одна (1988) – реж. Эдуард Гаврилов

Это один из самых моих любимых фильмов с участием Георгия Буркова. Его персонаж, фотограф Фролов, одинокий человек, на которого свалилась любовь, затем трагедия и снова любовь. И в каждой ситуации он предстаёт настоящим человеком, надёжным, как стена, без лишних слов берущий на себя ответственность за маленького человечка. Смерть – лакмусовая бумажка, и она мгновенно проявляет качества у всех героев истории. И если во Фролове нет сомнений сразу, то в другом персонаже, Андрее Корякине (Юрий Астафьев), сомневаешься долго.

«Двое и одна» снят по рассказу замечательной писательницы Галины Щербаковой («Вам и не снилось«) и это не романтическая любовная история, как обманчиво обещает название, это вопрос к зрителю: «А насколько ты взрослый?», и на этот вопрос многие не ответят зрело, как не проходят проверку все родственники маленькой Оли, собравшиеся на поминки её матери только для того, чтобы поесть и попить по случаю. И это для ребёнка значит одно – сиротский дом. Но как же это при родном отце?

Так с трагического эпизода начинается картина «Двое и одна». Ещё вчера Фролов и Валентина (изумительная Елена Майорова) строили безумные планы, покупали мебель для совместного житья, и вот он стоит, огорошенный известием, которое принесла баба Маша (Надежда Федосова).

Кристофер Ли оказался единственным из актеров, кто от начала до конца прочитал все книги трилогии «Властелин колец», до съемок фильма. Кстати, вначале он проходил кастинг на роль Гэндальфа.

Кому-то покажется чересчур сдержанной его реакция на эту весть, но меня убедила его скупая игра – всё в характере персонажа. Не мог он взорваться при посторонних, такой закрытый. Вот откуда ночные кошмары и остановившийся взгляд, словно бы он весь там остался, в любовной сцене с Валентиной.

Зная Буркова по многочисленным ролям этаких пьяненьких балагуров, шутов гороховых, мне очень приятно, что есть в его фильмографии замечательные исключения. Его Фролов – человек с достоинством и честью, и ему не надо об этом кричать на всех перекрёстках – его поступки говорят сами за себя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Золото Неаполя (1954)

Медленно подбираюсь к главному лицу в этой человеческой драме – шестилетней девочке Оле (Мария Комаринская). Она, пожалуй, старше всех участников происходящего. И уж точно старше своих родственников, недоразвитых душевно, чёрствых и жадных эгоистов.

С самой первой сцены, когда мать привела Фролова в дом бабы Маши, где, похоже, снимала комнату с самого рождения дочки, мы видим очень серьёзную девочку. Словно она знает наперёд, что ей уготовила судьба, какую потерю и какой взрослой ей надо быстро стать. Она уже умеет заботиться, она умеет убирать, приготовить еду, стирать, она глубоко чувствует людей – недаром Хлор (так она зовёт Фролова) запал ей в сердце. Каким чутьём обладает эта крошка, если мгновенно понимает, что Хлор — хороший человек, и он никогда не обидит.

Очки какого бренда используются персонажами в фильме «Матрица»? По этому случаю даже был объявлен конкурс, где принимали участие самые известные фирмы, такие как Ray-Ban, Arnette и, никому неизвестный Blinde. Победу в тендере одержал лейбл Blinde, что привело основателя фирмы в настоящий шок. Он лично помогал подбирать актерам нужную модель, для чего специально полетел в Австралию.

В принципе, не подвёл и родной отец-скиталец, тотчас отозвавшийся на письмо бабы Маши. Он не устроен, не ухожен, раздолбай, но не подлец. Обожаю тот момент, когда он смотрит, как его маленькая дочка стоит перед огромной электричкой, чтобы отправиться к бабушке за город.

Его улыбка на лице говорит – в нём проснулся отец, и он уже своего ребёнка не бросит. Сцены с дочкой в магазине просто достают до сердца. Он покупает ей игрушки, особенно с ней не советуясь,только лукаво посматривая на неё, инстинктивно чувствуя, что ей всё понравится, ведь мать её не баловала. Можно эти подарки считать подкупом детского сердца, а можно понять и по-другому — для себя он это делал, это ему доставляло огромное удовольствие.

Сцена финала картины, когда оба, и Хлор, и Корякин, бросаются к ребёнку по её первому зову, обещает нелёгкую жизнь всем троим. Мужчины безумно любят свою дочку и вряд ли решатся что-то изменить в личной жизни. Каждая встреченная ими женщина будет проходить жёсткий кастинг и, скорее всего, ребёнок всегда будет доминировать в выборе. У Хлора, по крайней мере.

Он не авантюрист и больше рисковать своей судьбой не станет – Валентины ему хватит до конца дней. Что касается родного отца Оли, то здесь я не уверена, куда его вынесет. Он личность импульсивная, гитара за спиной, как самая важная вещь, сообщает о многом – романтика его зовёт и будоражит. Насколько его хватит в суровых буднях. Он уже убегал от женщины, не желая сидеть в болоте быта. В любом случае, рада, что две одинокие души, ребёнок и Фролов, обрели друг друга. Жизнь им предстоит трудная, особенно финансово, если учесть, что прямо перед ними разверзается эпоха перестройки, и в картине уже чувствуются её неприятные сигналы. Но, всё-таки, мужчин двое, а она одна, как-нибудь воспитают. Пожалуй, уже вырастили и воспитали – она где-то среди нас, и я вижу её хорошим, добрым человеком, каким была её мать, чужая бабушка Маша, которая ближе, чем самые родные родственники, надёжный Фролов и Корякин, отец. Нет, она точно не сирота.

Изгой - Чтобы выглядеть для этого фильма среднестатистическим мужчиной средних лет, Том Хэнкс забросил спортзал и позволил себе обрасти жирком. После этого съёмки приостановились на год, чтобы Хэнкс мог сбросить около 20 килограмм и отрастить волосы и бороду для съёмок на необитаемом острове. В перерыве Роберт Земекис с той же командой снял фильм «Что скрывает ложь».

P.S. Чего не могу сказать о картине «Двое и одна» — ужасного качества, брошенной на произвол времени, как сотни других хороших советских фильмов.