Рецензия на фильм Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

«Яблочко от яблони недалеко падает» – эту поговорку часто используют в уничижительном контексте, однако она работает в обе стороны. И постановщица София Коппола действительно «упала» очень недалеко от своего отца – знаменитого режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы .

Её дебютные «Девственницы-самоубийцы» моментально обратили на себя внимание зрителей и критиков, а спустя несколько лет Коппола закрепила успех совершенно потрясающими «Трудностями перевода» – картиной, которая не получила оскар лишь потому, что в том году американская киноакадемия захотела устроить нелепый перформанс с вылизыванием Питера Джексона . Впрочем, не будем о грустном, да и речь сегодня пойдёт отнюдь не о «Трудностях перевода».

Признаться, я очень долго побаивался смотреть Virgin Suicides – не хотелось разочаровываться. Но в конце концов я до фильма добрался, и смею сказать, что кино получилось совершенно уникальным. И, чтобы обозначить его исключительность, озвучу лишь один забавный факт – я посмотрел этот фильм дважды за один день – такое случалось со мной раз пять, не больше.

Трудности перевода

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Но прежде, чем говорить о самой картине, нужно затронуть её перевод на русский. И в первую очередь – перевод названия.

Ведь на самом деле «The Virgin Suicides» это не «Девственницы-самоубийцы». Русское название мало того, что безграмотное, так вдобавок ещё неблагозвучное, спойлерное и идущее вразрез с содержанием ленты. Virgin suicides – это «Невинные самоубийства» или на крайний случай «Девичьи самоубийства». Так гораздо лучше.

Теперь о локализации самого фильма. Я не знаю, сколько существует переводов, но тот вариант, что попался мне, был просто фееричен. Это даже не перевод – это реально сочинение на вольную тему, и я с ужасом представляю, что кто-то мог посмотреть кино в этой ублюдочной версии. Там же каждое предложение напрямую искажает смысл или вообще не имеет связи с реальностью.

В процессе съёмок фильма «Рокки 4» Сталлоне предложил Дольфу Лундгрену, исполнявшему роль советского боксёра Ивана Драго, драться по-настоящему, чтобы сцена боя выглядела максимально правдоподобно. В итоге после одного из ударов Лундгрена Сталлоне увезли в больницу, где он восстанавливался 8 дней.

Так что имейте в виду: если вы скачаете фильм, и первой фразой там будет «Сесилия должна была умереть ещё тогда» – бегите от этой версии, как от чумы. Вот уж действительно Lost in Translation…

Смотреть The Virgin Suicides нужно исключительно в оригинале, это абсолютно необходимо.

Ну а теперь – о самой картине.

Mystery

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Итак, чем же так необычен этот фильм, что я посмотрел его два раза подряд?

Ответ прост – он необычен своей тайной.

В этом плане Virgin suicides очень похож на «Пикник у висячей скалы», но если Питер Уир скорее игрался жанрами, смешивая ужасы с мистикой и триллером, то у Копполы жанр однозначен – это драма. Но драма совершенно особенная, построенная на субъективном восприятии, усложненная ретроспективным подходом и недоверием к рассказчику.

По сути, в ленте даже отсутствует главный герой – условным протагонистом выступает группа из четырёх ребят, которые рассказывают о девочках-соседках из своего детства. Двадцать пять лет назад с девочками произошло нечто ужасное и непонятное, вот повзрослевшие ребята и хотят разобраться в случившемся. И весь фильм представляет собой эдакую условную реконструкцию старых событий – реконструкцию, построенную на рассказах свидетелей, документах и собственных смутных воспоминаниях.

Это очень необычный и сложный способ рассказать историю, потому что те факты, к которым у героев не было доступа, так и останутся загадками. Как сказано в самом фильме – «у нас были кусочки паззла, но когда мы пытались состыковать их вместе, в общей картине неизменно оставались пробелы».

Машина времени DeLorean из фильма «Назад в будущее» в оригинальной задумке была… холодильником! Идею в сценарии заменили ради безопасности детей, которые стали бы залазить в холодильники, подражая актерам фильма.

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Обычно всякая драма строится на конфликтах, характерах и мотивациях, но в Virgin suicides все эти компоненты весьма эфемерны. Наблюдая за девочками со стороны и не имея возможности заглянуть к ним в душу, очень сложно понять их характеры и мотивации – героини остаются тайной без ответа, а конфликты при этом настолько неочевидны, что интригуют почище иных детективных загадок..

The Virgin Suicides построен как рассказ, написанный от третьего лица, причем автор ни разу не заглядывает в голову своим героям. Мы видим людей, видим их поступки, но мы не знаем почему герои поступают именно так. Не знаем, какие мысли и какие желания движут ими. Можно строить лишь предположения – причем с разной степенью достоверности и обоснованности. И весь фильм внезапно превращается в сложное задание из учебника по иностранному языку – ну знаете, как те упражнения, где в тексте специально оставлены пробелы, которые нужно заполнить. Впишите нужный предлог. Подберите правильный глагол.

Так и тут – впишите нужный характер. Подберите правильную мотивацию.

Это сложно, да. Но такой подход цепляет.

Virgin suicides – уникальный фильм-загадка, очень непохожий на современных представителей жанра, и бесконечно далёкий от того же «Пикника». Причем дело тут даже не в отсутствии разгадки (в этом как раз ничего нового) – а в том, что разгадок может быть несколько. Каждый зритель придет к собственному умозаключению.

Причем интересно, что кино постулирует свою двойственность даже через мелкие детали – например, когда на экране появляется название, которое тут же начинает заполнять экран в различных вариантах написания – с сердечками вместо точек, прописью или печатными буквами, каллиграфическим шрифтом или по-бунтарски размашистым, угловатым.

Во время съемок фильма «Джанго освобожденный» Леонардо Ди Каприо на самом деле поранил руку (ударяя по столу он случайно попал по стакану), да так, что пришлось экстренно накладывать швы. Такого в сценарии не было, но сцену в фильме оставили, настолько все было реалистично.

Вообще, если затронуть чисто внешнюю оболочку ленты, то Virgin suicides сняты очень приятно. Да, в фильме нет той волшебной гипнотичности, что доминировала в «Трудностях перевода», однако картинка всё равно настолько гармоничная, что сложно поверить, будто это работа дебютантки.

Кино снято, сыграно и поставлено выше всяких похвал. Музыка всегда звучит в тему, причем радует как инструментальный саундтрек, так и использованные песни. Всё прекрасно сочетается – просто масса удовольствия от просмотра.

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

И не могу не отметить насколько аккуратно София Коппола обращается со своими идеями. Казалось бы – фильм эксплуатирует очень скандальные темы (религиозный фанатизм, подростковые самоубийства, травмирующий сексуальный опыт, семейное насилие), но кино и близко не производит впечатления чего-то грубого, грязного или скандального. Коппола работает исключительно через мелкие детали и тонкие намёки, а общее настроение ленты – меланхоличное, трогательное и таинственное, с привкусом фатальности и… страшной неловкости. Но никакой истеричности или слезогонки в фильме нет – звучит лишь тихая грусть по чему-то ценному и давно утраченному.

В историю кино навечно попал британский фильм «Самый длинный и бессмысленный фильм в мире», ведь он длится... 48 часов! Но этот рекорд побил еще один фильм с названием «Лекарство от бессонницы» – продолжительность картины составляет 85 часов.

Summertime sadness, лучше и не скажешь.

В целом, такие фильмы сложно рекомендовать. Если хотите – посмотрите. Может быть кино вам даже понравится, хотя скорее всего нет. Но при любых раскладах Virgin suicides – это мощный и уникальный фильм, второго такого просто нет.

Рецензент: Мейн Хаус

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)Помочь блогу Кинотом