Рецензия на фильм "Паранормальное" (Endless)

Паранормальное (Endless)

Паранормальное (The Endless)

Есть фильмы, на которые адски тяжело писать рецензии и обзоры – причем не потому, что мне, как критику, нечего сказать, а просто каждое лишнее слово о таком кино будет понижать эффект его воздействия на зрителей. Слишком уж легко заспойлерить важные особенности или сюжетные повороты, а некоторые картины настолько хрупкие, что удовольствие от их просмотра можно подпортить, даже озвучив их жанр.

Именно такова лента «Паранормальное» от независимых режиссёров Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда . Эти ребята уже много лет снимают свои странные фильмы с копеечными бюджетами, которые даже тяжело отнести к какому-нибудь направлению. Такой же была и знаменитая «Весна», где лавкрафтианский боди-хоррор легко сочетался с любовной мелодрамой и тягучим артхаусом про тленность бытия.

Endless – фильм из другой оперы, однако без цитат из Лавкрафта в нём тоже не обошлось.

Бесконечность

Паранормальное (The Endless)

Дежурный плевок в сторону переводчиков: ну почему «Паранормальное»-то? Слово Endless переводится, как «Бесконечность» – зачем изгаляться? Впрочем, дело обыденное – проехали.

Итак, о чем же всё-таки рассказывает Endless?

Это история про двух братьев, которым посчастливилось вырваться из лап деструктивного культа. Однако после многих лет бессмысленного существования и дерьмового жития «на воле» оба молодых человека начинают ностальгировать по своему сектантскому прошлому и решают вновь посетить убежище культа – чтобы увериться, что изначальное решение о побеге было правильным. Искомый лагерь расположен далеко в пустыне, в окружении странных геологических образований и природных аномалий – жутковатое место, где не так уж и сложно уверовать во что-то потустороннее…

Во время съемок фильма «Бойцовский клуб» Хелена Бонэм Картер просила визажиста наносить ей макияж левой рукой, потому что ее героиня никогда бы не стала тратить свое время на аккуратный мейкап.

И нет, что бы там ни писали киносайты, Endless – не вполне хоррор. Бенсону и Мурхеду очень тяжело работать в рамках одного жанра, поэтому ужасы они смешивают с… не скажу с чем. Да и своеобразный стиль друзей-режиссёров имеет мало общего с классическими ужастиками.

«Паранормальное» очень медленно разгорается, в нём начисто отсутствуют скримеры и какие-либо ужасняцкие сцены в принципе. Если это и хоррор, то хоррор психологический – прийти в ужас здесь можно только если задуматься над происходящим, примерить ситуацию на себя и залезть в шкуру персонажей. Чисто внешне же Endless очень спокойное, чисто разговорное кино, местами даже чопорное в своем визуальном стиле.

Паранормальное (The Endless)

На что вообще похож этот фильм? Ну… пожалуй, что на «Аннигиляцию», «Связь» и другие подобные картины. И ещё на российский сериал «Чернобыль». В общем, фильм откровенно «сеттингоцентричный», место действия здесь является важнейшим героем ленты – иногда сеттинг даже затмевает человеческих персонажей. К этому нужно привыкнуть.

А ещё стоит подготовить себя к неторопливому течению этой ленты – Endless идёт два часа, причем идёт откровенно прогулочным шагом. Какой-то адской динамики ждать вообще не стоит – первый час времени Бенсон и Мурхед тратят на то, чтобы аккуратно развесить сюжетные крючки и наживку для зрителей, планомерно дуют на угольки, из которых потом разгорится интрига, и двигают вперёд свою медленно тлеющую драму. Это всё неплохо сделано, но боюсь, что зрелище всё равно получилось лишь для самых усидчивых и внимательных зрителей, привычных к артхаусной заторможенности.

Самым ярым киноманом за все существование киноиндустрии считается чудак Гваймин Хьюз. Этот мужчина с 1953 года, когда он впервые посетил кинотеатр, стал вести записи всех своих киносеансов и просмотров. 28 февраля 1997 года он сделал запись 22 990 по счету фильма.

Ну а если ответить прямо – хорош ли этот фильм? Нужно ли его смотреть?

Я не знаю.

Паранормальное (The Endless)

Endless – зрелище своеобразное. Кино очень хорошо сделано, но я не скажу, что получил от него какое-то яростное удовольствие. Картина не настолько феерична, как «Весна», и ближе к финалу начинает немного утомлять. Кроме того в сюжете очень легко наковырять логических дыр и несоответствий – у пускай они не настолько выпячены, как в некоторых блокбастерах (чьи имена слишком известны, чтобы их называть), однако чем дольше размышляешь над картиной, тем более недостоверным кажется её сюжет.

Тем не менее – это неплохое кино. По крайней мере оригинальное и нетипичное, а кроме того – дико атмосферное. Ощущение того зловещего и враждебного мира, что смыкается вокруг героев, передано на сто процентов. Выматывающая жара, духота и марево, выжженные солнцем пустоши, кричащие в небе птицы – всё это создаёт настроение. И если оно вам по душе, то фильм зайдёт, как по маслу. В противном случае есть шанс задремать задолго до кульминации.

Такое вот странное кино. Не идеальное, но своих зрителей «Паранормальное» найдёт – это точно.

Кристофер Ли оказался единственным из актеров, кто от начала до конца прочитал все книги трилогии «Властелин колец», до съемок фильма. Кстати, вначале он проходил кастинг на роль Гэндальфа.

Рецензент: Мейн Хаус

Паранормальное (The Endless)Помочь блогу Кинотом

Самые страшные фильмы ужасов