«Стекло» разбилось вдребезги: Критики о фильме Шьямалана

«Стекло» М. Найта Шьямалана — завершение трилогии, начатой в 2000 году картиной «Неуязвимый». Спустя почти 20 лет режиссер вернул на экраны стареющего супергероя Брюса Уиллиса и хитрого злодея Сэмюэла Л. Джексона. К ним присоединился страдающий от множественного расстройства личности герой Джеймса МакЭвоя, в котором скрывается безжалостный Зверь. Вместе они оказались в лечебнице, где их пытаются убедить, что в них нет ничего особенно. Но они еще себя покажут.

Шьямалан долгое время экспериментировал, снимая странные фильмы, но в последнее время вновь взялся за голову. Его последние картины — «Визит» и «Сплит» — были тепло приняты критиками и зрителями, так что многие с нетерпением стали ждать и «Стекло».

Однако, если судить по первым рецензиям, Шьямалану не удалось повторить успех «Неуязвимого». Вместо этого получилась запутанная и грузная история, которая очень хочет понравиться зрителю, в связи с чем усиленно объясняет малейшие детали происходящего на экране. В итоге страдают персонажи и история.

Модель Годзиллы, использованная в съемках одноименного фильма, весит 100 килограмм, и сделана из уретана и бамбука.

Вот что пишут рецензенты.

«Приятно видеть, что Шьямалан в какой-то степени вернулся к былой форме и восстановил свою способность рассказывать интересные истории. Только „Стекло“ занимает нас, но не захватывает; фильм занятой, но неинтересный. Возможно, из-за того, что возвращение к собственному материалу выглядит несколько прагматично, а возможно, потому, что поток экранизаций комиксов, захвативший кинотеатры, лишил комиксы загадочности».

«Да, мир, созданный Шьямаланом, впечатляет, но было бы приятно, если бы зрители также могли что-нибудь почувствовать. В конечном итоге „Стекло“ — стакан, который полон лишь наполовину».

«Стекло»

«Стекло»

«Если бы „Стекло“ было самостоятельной картиной и зрители впервые видели этих персонажей (и вопрос „Супергерои они или нет?“ мог стать настоящей загадкой), то тогда, возможно, все бы сработало. На деле „Стекло“ — сиквел не одного, а двух разных фильмов, которые достаточно точно ответили, что эти парни особенные. Шьямалан уже показал, насколько силен Дэвид и как Зверь может ползать по стенам. Какой смысл убеждать людей, чтобы потом пытаться их разубедить? Стали бы вы делать сиквел „Супермена“, где Лоис 45 минут пытается заставить Человека из стали поверить, что он на самом деле не умеет летать? По сути, именно это Шьямалан и сделал».

Люди в чёрном 3 - Эта картина стала для Уилла Смита первым появлением на экране после перерыва в 3,5 года, с момента выхода на экраны фильма «Семь жизней» в 2008 году. Это самый долгий простой в карьере актёра, которая началась в 1993-ем.

«„Стекло“ — потрясающее разочарование и монументальный провал одного из моих любимых режиссеров. По крайней мере он подтверждает мою веру, что „Неуязвимому“ сиквел был не нужен. Если тогда грандиозная история о происхождении супергероя, поданная через призму кризиса среднего возраста, появилась слишком рано, чтобы зацепить зрителя (благодаря чему она, по сути, и остается уникальной годы спустя), то сейчас продолжение опоздало лет на десять. Оно не добавляет ничего ценного, не отвечает на вопросы популярного жанра и вместо этого активно оскверняет тщательно выстроенную мифологию. Картина настолько сосредоточена на сюжетных твистах и поворотах, что практически забывает о своих персонажах. Фильм выглядит как неадекватный и дешевый фанатский сиквел „Неуязвимого“ и своего рода пародия типичного провала Шьямалана времен 2000-х».

«Стекло»

«Стекло»

«В 2000-м „Неуязвимый“ выглядел как аномалия, супергеройский фильм, который отошел от веселья и закопался в саму суть жанра. В 2019 году, когда супергерои регулярно штурмуют кинотеатры и больше требуют подробных разъяснений, было бы интересно вернуться и расширить тот подход. К несчастью, именно подробные объяснения интересуют Шьямалана больше всего».

«По мере того как „Стекло“ разворачивалось на экране, я изо всех сил пытался найти хоть что-то, за что можно было бы уцепиться, как утопающий, хватающийся за спасительный жилет. Я так давно поддерживал Шьямалана и наслаждался его работами, что просмотр этого медлительного и неровного „Стекла“ потряс меня до глубины души. „Я что, все это время был не прав? — думал я. — Может, Шьямалан на самом деле плохой режиссер?“ Ответ — нет. В прошлом он демонстрировал тонкое знание киноязыка и мастерство владения камерой. Но в „Стекле“ ничего этого нет, только несколько интересных кадров посреди визуально бледной пустоты».

Братья Люмьер, официальные основатели всего кинематографа, вообще не верили в будущее этой индустрии. Они считали, что кино – это лишь балаганное развлечение, которое останется в рамках «коротких сценок о жизни», и интерес людей к нему быстро пропадет. Как видим, они очень заблуждались!

«Проблема „Стекла“ не в том, что его создатель всюду видит собственное отражение, и не в том, что он тщательно выделывает из фильма метафору для собственной непростой карьеры. Проблема „Стекла“ в том, что сколько-нибудь интригующий метанарратив гораздо богаче и интереснее идиотской истории, которую рассказывает Шьямалан. Штука со „Стеклом“ не в том, что нечего смотреть, а в том, что нечего скрывать. МакЭвой ползает по стенам в первые 20 минут, а Волшебник страны Оз уставился тебе прямо в лицо».

«Стекло»

«Стекло»

«По сути, сиквел „Сплита“, украшенный сверху „Неуязвимым“, „Стекло“ слабее этих фильмов, но все равно может показать зрителю несколько интересных и жутковатых моментов, особенно благодаря отличной игре МакЭвоя».

«Как завершение трилогии, фильм неоднозначный, аккуратно подвязывает прошлые сюжетные нити и одновременно пытается (неудачно) убедить зрителя, что Шьямалану есть что сказать умного во время засилья экранизаций комиксов. Является ли „Стекло“ самой неудовлетворительной частью любопытной и интересной трилогии? Или это попытка запустить масштабную вселенную Шьямалана, где обычные мужчины и женщины из Филадельфии обнаруживают у себя удивительные суперспособности?»

Сумерки. Сага: Рассвет — Часть 1 - Из-за постельной сцены Эдварда и Беллы фильм сначала получил рейтинг R (это означает, что подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя). Создателей это не устроило и они подредактировали сцену, после чего рейтинг сменился на PG-13 (дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями).

«„Стекло“ смотрится как фильм режиссера, у которого есть удивительные кусочки общего пазла, но даже 20 лет спустя он не знает, как их лучше всего сложить вместе. Есть интересные моменты, но они теряются посреди странных и путанных моментов».

«Каждый крученый мяч, запущенный „Стеклом“, летит мимо цели, фильм усиленно старается объяснить все, что и так уже понятно. Все события сначала показаны зрителю, после чего их суть подробно объясняют персонажи. Это тормозит картину и убивает малейшее удивление, которое могло зародиться при просмотре этой громоздкой истории».

Сейчас на сайте у «Стекла» лишь 38% «свежести» при 29 рецензиях.