50 самых известных советских фильмов

Время не стоит на месте. Кино, как часть истории, всегда будет отображать самые яркие стороны той или иной эпохи. Советские фильмы всегда занимали отдельное место в жизни простого человека. С одной стороны, государство использовало их для того, чтобы коммуницировать с гражданами, рассказывать свою версию происходящего. Кино демонстрировало, как нужно жить, любить, бороться и во что верить. С другой стороны, массивная машина цензуры воспитывала кинематографистов, которые умудрялись пронести самое важное для простого человека даже вопреки решениям партии, кабинетной цензуре и угрозам провести остаток дней в лагерях.

Пожалуй, именно поэтому для многих современных людей советские фильмы стали примером человечности, доброты и внутренней силы. Впрочем, возможно дело в том, что люди склонны к ностальгии, всегда с теплотой вспоминая «хорошие времена», которые чаще всего совпадают со временем брежневского «застоя», периода относительного спокойствия и экономической стабильности. Нам кажется, что речь идет о нескольких факторах одновременно, но есть среди них и такой, с которым спорить достаточно сложно: в Советском Союзе случались хорошие фильмы. Безусловно, было и множество ужасных агитпроповских картин, роликов и постановок, но были и те, которые однозначно можно назвать хорошим кино.

Итак, kinowar.com представляет 50 самых известных советских фильмов.

1. «Бриллиантовая рука»

Один из самых массовых и, пожалуй, самый любимый фильм советского народа. Его посмотрели 76 миллионов человек, что до сих пор остается абслютным рекордом. Можно сколько угодно говорить об уровне картины, но для 1969 года это был настоящий фурор. Сцены с откровенным бикини, недоступная в то время простому человеку заграница, обнаженная женщина, алкоголизм и даже религия — все это не просто шокировало, но и манило простого советского гражданина. Остается только гадать, через что на самом деле прошел режиссер картины Леонид Гайдай, но если верить воспоминанием участников процесса, друзей и знакомых, он пережил настоящий бой. История Семена Семеновича Горбункова, который под пристальным вниманием милиции вел неравный бой с организованным преступным миром, не только подарила зрителю 94 прекрасных минуты, но и без малого сотню крылатых выражений и несколько музыкальных шедевров. Рассказывать более об этой картине мы не смеем, ведь о ней можно написать целую книгу, и она все равно не будет содержать всей информации и интересных фактов. Добавим лишь то, что совсем скоро вырастет поколение, которому нужно будет объяснять, почему шутки смешные, а работа проделана титаническая.

2. «Иван Васильевич меняет профессию»

Еще одна советская кинокомедия производства студии «Мосфильм», созданная в 1973 году знаменитым режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Инженер Тимофеев, не иначе повзрослевший Шурик из серии одноименных комедий, создает машину времени. Открывая портал в XVI век, во времена Ивана Грозного, он отправляет туда управдома Ивана Буншу, вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским. Сам же царь, по стечению обстоятельств, оказывается в обычной советской реальности семидесятых годов. Умение героев выживать в сложных условиях породило огромное количество комичных моментов, а шутки безусловно ушли в народ и используются до сих пор. Забавно, что каждая из них прошла существенную цензуру и могла не войти в финальную версию картины. Некоторые были насильственно переозвучены уже на этапе выпуска картины, что видно, поскольку губами актеры говорят другой текст. Также существует короткометражная версия фильма под названием «Черные перчатки», в которой рассказывается картина с точки зрения Жоржа Милославского. В этой версий картины продлена концовка. В ней персонаж убегает от милиции и позже показан на прогулочном корабле с двумя симпатичными девушками. Правда, впоследствии они превращаются в сотрудников внутренних органов.

Схватка - По рассказам актёра Лайама Нисана, в Британской Колумбии, где проходили съёмки фильма, температура не поднималась выше -40°C. Метели были обычным явлением во время всего съёмочного периода, так что снег и ветер на экране — совершенно настоящие. Под костюмы актёров приходилось одевать термобельё.

3. «Обыкновенное чудо»

Чудес не бывает — знают и взрослые, и дети. Конечно, об этом знает и Волшебник, который придумывает сказки. История о том, как люди боятся измениться ради любимых, о трусости и подвиге. Невероятная сказка для взрослых от Марка Захарова заставит вас плакать и улыбаться одновременно, ведь история счастья — это всегда история взлетов и падений. Пронзительная игра молодого Абдулова, уморительное исполнение Миронова и Леонова, философское молчание Янковского — все это делает постановку высококачественным театральным творением, запечатленном на кинопленке. Прекрасная музыка Егвения Гладкого, которая узнается практически сразу всеми, кто смотрел большое количество советских фильмов. Ну и, наконец, бессмертные песни Юлия Кима, которые еще долго можно было услышать на бардовских фестивалях по всему Союзу даже после его развала.

4. «Москва слезам не верит»

Истории сильных женщин в советском кинематографе разумеется были, историй о любви еще больше. Но, пожалуй, только эта лента смогла показать такой нелегкий путь к «простому женскому счастью» в огромном городе. Картина Меньшова стала одной из первых космополитичных драм, где женщина не выступала борцом за семейное счастье любой ценой. Авторы отошли от пресловутого махания платочками в казацких станицах и напевания драматических песен о том, как девушка тоскует в ожидании своего милого. Город, а особенно Москва, всегда был непростым местом для тех, кто не готов идти вверх и бороться за себя. Разумеется, картина смогла побороться и за себя, завоевав «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» в 1981 году. Отдельного обсуждения заслуживает изменение понятия «женское счастье» в нынешнем контексте, что привело картину к существенной критике в наши дни.

5. «Любовь и голуби»

Еще одна картина Владимира Меньшова и, с нашей точки зрения, одна из лучших советских трагикомедий. История рассказывает нам о жизни двух семей в обычной российской глубинке. Простая и незамысловатая жизнь с приземленными бытовыми проблемами, возведенными в абсолют в том культурном настрое, который царит в округе. Невинная изначально поездка главы семейства в санаторий приводит к курортному роману с городской красавицей, которую играет сама Людмила Гурченко. Драматизм в этой вроде бы банальной ситуации доведен до максимума и гиперболизирован насколько это возможно. От картины щемит сердце, но она вызывает добродушную улыбку, ведь она простая, человечная и «про каждого из нас».

6. «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Советская адаптация фильмов Серджио Леоне возможно была бы не так популярна, будь у советского зрителя беспрепятственный доступ к американским вестернам. Но поскольку на дворе была холодная война, а приключенческий жанр хотелось развивать, Никита Михалков снял свою дебютную работу и назвал ее «Свой среди чужих, чужой среди своих». Откровенно говоря, это был чуть ли не первый серьезный экшн, о котором хотелось говорить часами. Все мальчишки по несколько раз смотрели эту полуторачасовую картину с участием Кайдановского, Богатырева, Михалкова, Райкина и многих других, каждый раз споря о том, кто же все-таки предатель. Поскольку картину показывали на ТВ с большими перерывами, а в кинотеатры ходить можно было только после определенного возраста, то это знание передавалось от компании к компании. Несмотря на то, что специалисты указывают на множественные огрехи (многие кадры в картине нарезались из кинопроб), боевик получился на славу.

7. «В бой идут одни старики»

Один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, который был создан в Советском Союзе. Война — это мясорубка, в которой нет места улыбке, радости, а порой и надежде. Сила картины Леонида Быкова как раз в том, что она дарит веру в то, что война может быть местом, где происходит самая обычная жизнь, с песнями, заботой старших и любовью, какой бы она ни была обреченной. Харизматичные образы главных героев настолько вошли в народ, что прозвища «Маэстро», «Кузнечик» и «Ромео» стали обычным делом в городских дворах. Порой люди, которые произносили слово «Ромео» даже не знали, что это не только персонаж из фильма «В бой идут одни старики». Героическое значение фильма во многом заключается в том, что он лечит светлой грустью и дарит надежду на то, что все мы «будем жить!».

8. «Холодное лето пятьдесят третьего»

Один из лучших «перестроечных» фильмов на тему ссылки советских граждан и их непростой судьбы. Конечно, в первую очередь сценаристы предлагают посмотреть на криминальную историю, но основная идея, разумеется, посвящена историям «политических». Такими стали по воле судьбы персонажи Сергей «Лузга» Басаргин (в исполнении Валерия Приемыхова) и Николай Павлович Старобогатов , он же «Копалыч» (в исполнении Анатолия Папанова). Именно им история не позволила просто «…пожить по-человечески и поработать».

Зрители фильма «Красный воробей» устроили в твиттере серьезную дискуссию о том, можно ли оформить кредит на главную героиню. Дело в том, что американские производители кино шагнули далеко вперед в производстве реквизита. И если в фильме про Джейсона Борна вместо фамилии и имени мы видим просто набор русских букв, то в «Красном воробье» паспорт вполне себе реалистичный. Только кредит на него все равно не дадут: в номере на одну цифру больше и другие данные не соответствуют действительности.

Кроме того, эта картина стала своеобразным реквиемом для Анатолия Папанова, который умер вскоре после завершения съемок от сердечного приступа.

9. «Сталкер»

В 1974 году Андрей Тарковский впервые связался с братьями Стругацкими. Им он сказал, что ему понравилась повесть «Пикник на обочине», и он очень хочет ее экранизировать. Только лишь в феврале 1976 года Тарковский получает разрешение на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. К тому времени уже был закончен второй вариант сценария с рабочим названием «Машина желаний», который так и не устроил Тарковского. Забавно, что самые первые наброски сценария Тарковский назвал слишком «пёстрыми» и нуждающимися в «ускучнении», ему сильно мешала научно-популярная составляющая фильма. Братья Стругацкие терпеливо переписывали материал. В итоге получилась поэтическая элегия, которая своей силой и напряжением засасывала зрителя в картину. Фильм получился настолько особенным, что был единогласно признан современной классикой кино. Впрочем, не в Советском Союзе, где он даже не смог попасть в прокат сразу.

Больше о фильмах Тарковского вы сможете прочитать в нашей расширенной статье «Тарковский Андрей Арсеньевич«

10. «Андрей Рублев»

«Андрей Рублёв» — историческая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею», а в некоторых видео версиях это название даже фигурирует, как основное. В основе фильма лежит судьба русского художника-иконописца Андрея Рублева, которая позволяет взглянуть на жизнь русского государства в XV веке. Этот фильм символизирует собой огромный труд человека, который живет своим делом и не любит слов. Этот фильм про все стороны человеческой души, здесь найдется место и красоте, и щедрости, и злобе, и верности, и жестокости. Как калейдоскоп человеческих чувств, этот фильм меняется в каждом моменте, что практически заставляет воспринимать его цветным. Особенно примечательно, что актер, исполняющий роль Андрея Рублева, Анатолий Солоницин, молчал более четырех месяцев, чтобы звучать и выглядеть реалистично в эпизоде со снятием обета молчания.

Больше о фильмах Тарковского вы сможете прочитать в нашей расширенной статье «Тарковский Андрей Арсеньевич«

11. «Солярис»

Безусловно один из лучших фильмов Тарковского, снятый по одноименному роману Станислава Лема. Судьба картины была такой же непростой, как и смыслы, которые она в себе несет. История рассказывает нам об исследовательской команде космического корабля, которая изучает далекую планету Солярис. Планета необъяснимым образом влияет на членов команды, ставя под вопрос продолжение дальнейших научных изысканий. На станцию отправляется новичок Крис (Донатас Банионис), чтобы понять, что скрывается за видениями, которые посещают экипаж корабля. Он становится непосредственным участником внутреннего эксперимента и открывает для себя новую страницу трансцедентного восприятия мира, что, с одной стороны, дает герою больше понимания о влиянии Соляриса, но с другой, оставляет еще больше вопросов без ответа для человека как такового. Космическая музыка Эдуарда Артемьева держит зрителя в своеобразном трансе, роднящем его с теми состояниями, в которых находятся члены команды. Картина дает каждому смотрящему возможность самому сделать свои выводы, но безусловно не оставит равнодушным никого.

Больше о фильмах Тарковского вы сможете прочитать в нашей расширенной статье «Тарковский Андрей Арсеньевич«

12. «Зеркало»

Последняя в этом обзоре картина Тарковского, но отнюдь не последняя в его творчестве. Это драматическая сага о простых вещах, описанная непростыми словами. Голос за кадром (текст читает Иннокентий Смоктуновский), рассказывает историю жизни практически всего советского народа: война, бедность, мещанство в головах, серость, любовь вопреки всему, жертвенность, слезы радости и счастья. И невозможность. Какая-то странная невозможность быть счастливым. Это попытка посмотреть на себя со стороны, увидеть другого себя, взглянуть на себя в зеркало. Тарковский решил поговорить с самим собой и показать этот монолог всем вокруг, надеясь, что зритель постарается осмыслить его, осмыслить себя.

Больше о фильмах Тарковского вы сможете прочитать в нашей расширенной статье «Тарковский Андрей Арсеньевич«

13. «Человек с бульвара Капуцинов»

Так получается, что лучшие фильмы с участием Андрея Миронова — это комедии. «Человек с бульвара Капуцинов» — советский вестерн пародийного стиля, высмеивающий мир Дикого Запада. Именно сюда герой Миронова пытается привнести светлое, доброе и чистое, демонстрируя новый вид отдыха — кинематограф. Сколь быстро дикие и необузданные ковбои меняются в лучшую сторону, столь же стремительно происходит и обратный эффект, когда им показывают совсем другое кино о насилии и убийствах. Только лишь любовь и по-настоящему чистое сердце могут отличить наносное от действительно важного, говорится в фильме.

14. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Комедийный фильм Леонида Гайдая, который смотрели абсолютно все. Как и предыдущие картины режиссера, он был нарезан на цитаты и выучен наизусть. У каждого советского гражданина обязательно была своя любимая серия и любимый персонаж. Кто-то ассоциировал себя с персонажами, кто-то говорил: «у нас был точно такой же случай». Пронзительная точность юмора Гайдая остается акутальной и по сей день. Меняя лишь акценты для того, кто смотрит, данная картина дает прекрасное представление о том, чем жили, чего боялись и чему радовались простые граждане Советского Союза. Разумеется, это не реалистичное, а, скорее, оптимистичное представление, но именно потому и такое любимое многими зрителями.

Мелодрама «Эммануэль» также попадает в книгу кинорекордов: ее показывали в одном одного парижском кинотеатре 11 лет подряд.

15. «Кавказская пленница»

Еще один проект Леонида Гайдая, которому также было суждено еще при жизни получить статус культового. История была обречена на успех, ведь тут было все: троица Никулин-Вицин-Моргунов, неунывающий Шурик, красавица Лида, кавказский колорит и другие не менее замечательные актеры. Киноистория одной неудавшейся женитьбы сделала всех, кто принимал участие в ее создании, настолько популярными, что их не нужно представлять до сих пор. Пережив цензуру, сложности со съемками, нежелание некоторых основных актеров сниматься в фильме, картина смогла стать знаковой для целого поколения. Интересно, получится ли у «Кавказской пленницы» стать классикой для поколений следующих?

16. «Двенадцать стульев»

Сразу два фильма по роману Ильфа и Петрова стали известными и популярными в Советском Союзе. Постановка Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвилли и Сергеем Филипповым была произведена раньше и снискала огромный успех среди зрителей за прекрасную подачу юмора авторов книги, музыкальное разнообразие и великолепную игру актеров. Немногие знают, что Сергей Филиппов до начала съемок узнал, что у него крупная опухоль мозга. Несмотря ни на что, он сумел выпросить для себя роль и снимался с постоянными головными болями. Сразу по завершению съемок его проооперировали и он прожил еще 20 лет.

Вторая картина была написана и поставлена Марком Захаровым спустя пять лет после фильма Гайдая. Многие критики спорят о том, какая из них более ценна для истории, но по большому счету они просто разные. Кроме того, что актеры, исполняющие роль Остапа и Кисы подают героев по-разному, картина Захарова фактически является театральной кинопостановкой по примеру других его картин. Песня «Белеет мой парус такой одинокий», которую исполняет герой Миронова, стала невероятно популярной и закрепила за собой народное звание «песня Остапа Бендера». К слову, Леонид Гайдай, автор более ранней картины отозвался о фильме следующим образом: «Уголовное преступление!»

17. «Золотой теленок»

Самый первый (несмотря на хронологию событий в оригинальной книжной дилогии) фильм о похождениях Великого комбинатора. Фильм снят в черно-белом формате, таким образом еще лучше передается атмосфера 30-х годов двадцатого века. Если говорить о романе, то, он конечно, более трагичен, чем авантюрен. Это полностью передано в картине, отчего смотрится она совсем по-другому, значительно отличаясь от снятых через годы кинокомедий про Остапа Бендера. Юрский — невероятно сильный и масштабный Бендер, человек, от энергии и хитрости которого не скрыться. Отдельно стоит отметить прекрасно переданные образы «свиты Бендера», которые не только заставляют нас поверить в свою реалистичность, но и вызывают вполне человеческую жалость.

18. «Афоня»

Судьба простого советского сантехника, который хотел одного — просто жить, пить и отдыхать. Общество давит на простого тунеядца, заставляя его вливаться в социалистическую струю, заставляя делать, как все. Самая большая проблема все же в том, что Афанасий Борщев ничего не хочет. Депресивное состояние его усиливается с каждым днем под воздействием окружающих, собственных мыслей и переживаний на личном фронте. Впрочем, несмотря на безрадостные перспективы, финальные сцены фильма все же оставляют нам надежды на «хороший конец».

19. «Тот самый Мюнхгаузен»

Еще одна трагикомедия Марка Захарова, которая стала культовой во времена Союза. И если комедии Гайдая снискали славу среди простого зрителя, то картины Захарова были востребованы прежде всего в среде интеллигенции, а также тех, кто хотел о себе так думать. Романтическая и вздорная натура Мюнхгаузена в очень глубоком исполнении Янковского не дает зрителю распознать, когда реальное перемежается с нереальным. Картина не только смеется над серьезным выражением лица, чему, между прочим, посвящена одна из самых знаковых фраз в фильме времен СССР, но и ставит непростую задачу — отличить выдуманное от настоящего.

В среднем доход от продажи сопутствующих товаров у фильма в пять раз больше, чем прибыль от кинопроката.

20. «Гараж»

От картин Захарова, Гайдая и Тарковского можно плавно переместиться к фильмам Рязанова. Так случилось, что «народными» в СССР стали далеко не все режиссеры кинолент, вопреки тому, что снимали достаточно много. Эльдар Рязанов стал одним из таких режиссеров, благодаря тому, что снимал прекрасные драматические комедии про простого человека в условиях советской действительности. Его картины были всегда социальными, всегда актуальными, всегда не совсем серьезными, но очень насыщенными. Одной из них, безусловно, стала лента «Гараж», которая повествует о банальном заседании гаражного кооператива, коих было великое множество в СССР. Типичная история о том, что когда государство занимается распределением благ, то на всех решительно не хватит. И это особенно непростая ситуация в стране, в который все равны.

21. «Чародеи»

Добрая новогодняя сказка для взрослых по мотивам повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Важно отметить, что фильм лишь использует книгу для построения вселенной мира социалистической магии, но не повторяет саму историю. В этом фильме есть все, что нужно для создания «новогоднего настроения». Тут вам и романтическая история с хорошим концом, и народный юмор, и замечательные музыкальные композиции (которые позже даже были выпущены отдельной пластинкой на студии «Мелодия»), и, разумеется, дуэт двух секс-симоволов советского кино: Александра Абдулова и Александры Яковлевой. Фильм рекомендуется прикладывать к плохому настроению и отсутствию новогодних мыслей.

22. «Ирония судьбы или с легким паром»

Еще одна новогодняя картина, которая в какой-то момент стала символом этого праздника. Среди прочего в этом списке также числились мандарины, салат оливье и Советское Шампанское. Каждая из этих вещей при должном уровне качества достаточно неплохи (кроме, разумеется, Советского Шампанского), но в умеренных количествах. Так случилось и с картиной Рязанова: в какой-то момент ее можно было застать на нескольких каналах одновременно, в чем, естественно, режиссер не виноват. Фильм получился хорошим, добрым, неоднозначным, но, безусловно, незабываемым. Актеры картины еще долго носили на себе имена своих персонажей из фильма, а их прежние роли точно отошли на второй план. Отдельной строкой в данном случае идет музыкальное сопровождение, которое стало гимном для целого поколения людей, которые выросли на поэзии, романсах и всегда готовы были «тронуться вместе с вагончиком».

23. «Служебный роман»

Немногие знают, но данная картина была экранизацией пьесы «Сослуживцы», которая шла с невероятным успехом в Москве и Ленинграде. Рязанов говорил, что одной из причин съемок данной картины стало банальное желание заработать денег. У режиссера это безусловно получилось, ведь картина стала лидером советского проката в 1978 году, ее посмотрело более 58 миллионов человек. История сотрудников одного из советских учреждений стала прекрасным описанием быта и жизненного уклада конца 70-х. Иными словами, она демонстрирует, как работали и любили в то время.

24. «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Экранизировать Чехова, с одной стороны, проще, ведь он сам был драматургом и потому изначально прорабатывал персонажей так, чтобы их можно было легко представить на сцене. С другой стороны, не стоит отбрасывать и достижения авторов фильма, ведь картина была мастерски слеплена сразу из нескольких рассказов Антона Палыча. Общее настроение картины погрузит зрителя в атмосферу растерянности, праздности и усталости от происходящего. Главный герой рефлексирует и будто издевается над окружающими и самим собой, а все от того, что прошлое безвозвратно потеряно, а настоящее — безыдейная блажь.

25. «Большая перемена»

Четырехсерийный художественный телевизионный фильм, который собрал практически всех известных актеров тех времен для воссоздания атмосферы начала 70-х. И воссоздание это получилось замечательным с точки зрения игры этих самых актеров, но достаточно своеобразно с точки зрения сценария и диалогов. В какой-то момент кажется, что это гротеск и актеры просто вынуждены играть роли, которые они только что получили в качестве принудительного задания в театральной школе. Таким образом зритель наблюдает прекрасное выступление молодых и именитых артистов в неудобных (с нашей точки зрения) ситуациях, показывая класс и настоящее актерское мастерство.

В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» многие статисты — это настоящие душевнобольные.

26. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Тем, кто смотрел данную картину, а также немного знают историю Советского Союза, может показаться, что это неприкрытая сатира на государство, а также саму эпоху правления Никиты Хрущева. Впрочем, так показалось и сотрудникам Госкино, которые мгновенно прикрыли фильм. И самое забавное, что дорогу на большие экраны ему открыл никто иной, как Никита Хрущев, который после персонального просмотра картины сказал, что ничего «такого» в ней нет. Деятели культуры смогли на собственной шкуре убедиться в том, что в стране наступила оттепель. Конечно, просуществовала она недолго, но в чем-то мы должны быть благодарны тому времени, ведь сейчас мы можем посмотреть такие замечательные комедии, как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

И еще немного о картине. Ее нужно смотреть, когда у вас плохое настроение или нехватка доброго кино. Этот фильм позволит вам погрузиться в детство и вспомнить детский лагерь (если вы в нем конечно были).

27. «Мэри Поппинс, до свидания»

Секса в Советском Союзе, как известно, не было. Но были секс-символы. Одним из самых ярких стала «Мэри Поппинс» Наталья Андрейченко, за которой мгновенно закрепился статус «леди-совершенство». Музыкальная картина по мотивам рассказов Памелы Трэверс нравилась взрослым и детям, суровым педагогам и свободолюбивым хиппи, проще говоря, это была универсальная картина для всех. Она не только наполнена абсолютным добром, но и прекрасно рассказывает, что нужно делать, а от чего стоит отказаться. Ну и, разумеется, невозможно перестать смотреть на Наталью Андрейченко в строгом платье и шляпке, если вы мужчина.

28. «Гостья из будущего»

«Алиса, миелофон у меня!». Если вам за 30 лет, вы наверняка знаете, что означает эта фраза. А также вы помните, что «пионер во всем пример», трагическую судьбу робота Вертера и то, как будет выглядеть мир в 2084 году. Боевик для детей в пяти сериях тогда ставил для молодого поколения высокую планку. Здесь и погоня, и пираты, и пришельцы, и путешествия во времени, и превращениия, и угроза, нависшая над всей вселенной. В общем, не удивимся, если в ближайшее время кто-то снимет максимально разрывную современную версию.

29. «Приключения Электроника»

И сразу же другая фантастическая картина, в которой также на первом месте события в отдельно взятой школе Советского Союза. Жизнь робота, его чувства, эмоции и потенциальные решения — вот настоящая дилемма над которой бьются многие писатели-фантасты. В случае с «Приключениями Электроника» все значительно проще, наивнее, добрее и, разумеется, успешнее. Каждый Пиноккио может стать настоящим мальчиком, стоит ему только запустить процесс мышления.

30. «Собачье сердце»

Художественный фильм Владимира Бортко по мотивам одноименного рассказа Булгакова был создан в 1988 году. В этот момент Советский Союз уже дышал на ладан, и пришло время гласности. Именно тогда авторы фильма решились на довольно смелый для страны фильм, на довольно смелую для кино тему, в довольно смелой подаче. Конечно, можно сказать, что это не храбрость — снимать такое в период гласности, чай не 30-ые годы. Но позволим себе не согласиться — картина даже выглядит очевидно вызывающей, в Советском Союзе даже того позднего времени за такое можно было попросту сесть. Стиль, в котором снято это творение, заслуживает отдельного внимания. Безысходность переходных революционных лет ощущается так, словно происходит с каждым из нас. Стиль «под старину» настолько удался, что многие любители кино даже не назвали бы точно год съемки картины. Актерская игра, сценарная работа, построение диалогов — именно они сделали книгу Михаила Булгакова заметной и поставили в один ряд с «Мастером и Маргаритой» и «Белой гвардией» с точки зрения известности для широкой аудитории.

31. «Мимино»

Если вы когда-то плакали от светлой грусти, то велика вероятность того, что это было вызвано фильмами Георгия Данелия. Мастер светлого и настоящего, он всегда мог сделать так, что зритель заглядывал в глубину себя, и весь его внутренний мир начинал резонировать с творениями режиссера. «Мимино» — одно из тех произведений, которые можно смотреть молча, а все смотрящие будут заодно. Драматическая картина про возвращение домой длиной в одну человеческую жизнь, которая особенно сложно дается тем, кто смотрит ее в иммиграции. Сложный и простой — в этом весь Георгий Данелия.

32. «Кин-дза-дза!»

Еще одна нетленная картина того же режиссера. Антиутопия «Кин-дза-дза» стала в СССР одной из первых картин, которые принято называть артхаусом. История, которая смеется над страной, но настолько утонченно, что нельзя однозначно сказать, над какой именно. «Кин-дза-дза» — это попытка обратиться к внутреннему миру человека и заставить спросить самого себя: «Почему мы поступаем так каждый день? Неужели мы не можем по-другому?».

33. «Покровские ворота»

Бытовая телекомедия про жизнь обычных москвичей, которых много. История отдельно взятой коммунальной квартиры с общим коридором и общей жизнью. Истории героев настолько переплетены, что они знают все друг про друга, живут общими событиями и даже не могут начать жить отдельно, меняя при этом официальных супругов. Несмотря на всю внешнюю безобидность картины, судьба ее была достаточно сложной. Сразу после окончания съемок актриса Елена Коренева вышла замуж за американца, что поставило под угрозу работу всей группы. Фильм спас тот факт, что в СССР вышло распоряжение об увеличении выпуска кинокомедий, из-за чего «Покровские ворота» допустили до проката. Однако, сразу после первого показа разрешение вновь забрали, чтобы вернуть его лишь с приходом к власти Горбачева. Впрочем, также не в полном виде, а при условии того, что будут вырезаны сцены с употреблением спиртного.

В фильме «Люди в черном» на роль суперагента в исполнении Уилла Смита первоначально приглашали Криса О’Доннела, но он отказался.

34. «Старики-разбойники»

Трагикомедия Эльдара Рязанова со стареющими Никулиным и Евстигнеевым показала всем, что «главное, ребята, сердцем не стареть». Рефлексии по поводу своего возраста, конфликта поколений, а также неочевидность будущего, толкают двух друзей на «преступление века». Стечение обстоятельств, доверчивость окружающих и самый справедливый суд в мире поставят все на свои места.

35. «Жестокий романс»

Советский мелодраматический фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», стал весьма популярным среди простых граждан, но был разгромлен критиками. Причин тому было множество: Паратов (в исполнении Михалкова) напоминал им не потерявшегося человека, а, скорее, успешного плейбоя, которому все сходит с рук. Огудалова (в исполнении Гузеевой) слишком малохольна и легко отдает свое тело, что было неприемлемо в те времена. Слишком много времени уделено деньгам и успеху, такой формулы в СССР, как и секса, разумеется не было. С нашей точки зрения, зрительский успех пришел не зря, ведь Рязанов действительно опередил свое время и описал принципы, которые начали действовать уже через десять лет после съемки картины.

36. «Мой ласковый и нежный зверь»

Одна из картин СССР, которая принимала участие в Канском кинофестивале, снискала себе положительные оценки и на родине, и за рубежом. Отдельной жизнью, разумеется, жил знаменитый вальс из фильма. Придуман он был за одну ночь во время съемок, о чем не подозревал никто из снимавшихся в нем. Каждый думал, что это классическое произведение, которое существует уже очень давно, но это было не так. Автор этой композиции, Евгений Дога, по-прежнему принимает не только восторженные комплименты, но и доходы за продажу композиции и использование прав. Еще одним интересным фактом можно назвать то, что Рональд Рейган называл эту мелодию лучшим произведением 20-го века.

37. «Десять негритят»

Жуткий детектив по мотивам одноименного романа Агаты Кристи. Те, кто смотрели его будучи детьми, могли получить серьезную психологическую травму. Впрочем, взрослые тоже не остались бы равнодушны. Все дело в том, что фильм не просто гениально снят, но и в том, что он передает атмосферу пронизывающего своей безысходностью страха. Отдельно уделим внимание игре актеров — все без исключения персонажи органичны на этом празднике возмездия.

38. «Самая обаятельная и привлекательная»

Невероятно популярная картина конца 80-х, «Самая обаятельная и привлекательная» показала всему Союзу, как правильно привлекать мужчин. Фактически, это был такой себе «Метод Хитча по-советски». История рассказывала «женщинам слегка за тридцать» о том, как правильно знакомиться, обольщать и привлекать понравившегося мужчину. Главная героиня действует не только так, как ей велит сердце, но и прибегает к науке и народным советам. Конечно же, все эти попытки не могут увенчаться успехом, ведь ее суженый ждет ее за теннисным столом. Там где он всегда и оставался. Незамысловато, но зато про жизнь.

39. «Вокзал для двоих»

Возможно, лучшая роль Людмилы Гурченко. История арестанта и привокзальной официантки, которых свел случай. Уверены, что если бы вы услышали эти слова в описании фильма в современные времена, то не стали бы даже начинать смотреть, ведь о таком сейчас рассказывают лишь бандитские сериалы низкого качества. Но советскому кино было запрещено снимать чернуху, потому режиссер даже из такого сплетения смог соорудить динамичный фильм с серьезной психологической глубиной.

40. «Место встречи изменить нельзя» и «Следствие ведут ЗнаТоКи»

Развивая мысль о бандитских сериалах, нельзя не вспомнить два самых ярких фильма про доблестных сотрудников московского уголовного розыска. Яркий, напряженный, динамичный телефильм «Место встречи изменить нельзя» навсегда поселил в головах простого гражданина мысль о том, что милиция его не только бережет, но и делает это на высоком моральном уровне. Ну и, разумеется, никогда не спит, работает на износ, рискует собой и отдаст последнюю копейку за справедливость. «Следствие ведут ЗнаТоКи» — более интеллектуальный подход к работе с криминальным миром, а также задачи самого разного уровня сложности, начиная с убийств, заканчивая грабежами на овощных базах.

Разумеется, каждая из этих картин является пропагандистской, ведь снята по заказу МВД в рамках повышения уровня доверия к милиции СССР. Есть свидетельства того, что министр МВД Щёлоков встречался с Владимиром Высоцким и лично попросил актёра надеть милицейскую форму в сериале «Место встречи изменить нельзя». Тоже касается и «знатоков». С другой стороны фильмы получились достаточно зрелищными и интересными.

41. «Белое солнце пустыни»

«Я мзды не беру, мне за державу обидно». Эта крылатая фраза вызывает чувство гордости у доброй половины населения бывшего СССР. История борьбы с незаконными бандформированиями бравого супер-героя товарища Сухова стала частью фольклора и завоевала сердца огромного количества зрителей. Тут тебе и восточный колорит (одних только ресторанов восточной кухни с таким названием в постсоветском пространстве не сосчитать), и драматические повороты со смертью любимых героев (до того, как это начал делать Джордж Мартин), и честные таможенники (возможно, фильм можно считать фантастическим произведением), ну и, конечно, душевные песни под гитару.

Эд, сыгравший Тайрона, пришел на съемочную площадку «Большого куша» устраиваться на работу охранником. Но его увидел Гай Ричи и предложил роль в фильме.

Не будем говорить о том, что фильм пропагандистский, ведь это кино, которое произведено в СССР. Абсолютно все утверждалось на том или ином партийном уровне.

42. «Джентльмены удачи»

Еще один из лидеров советского кинопроката с непростой судьбой. Во-первых, режиссер картины Александр Серый сам сидел в тюрьме (был осужден на шесть лет за драку с архитектором, к которому он приревновал свою жену). Во-вторых, его не хотели пропускать в прокат, в основном из-за того, что он содержал большое количество тюремного жаргона. Фактически, его выходом занимался в итоге лично Брежнев, который после просмотра, сказал, что так сейчас общается даже молодежь. В любом случае картина получилась замечательной и вошла в обойму самых известных в СССР.

43. «Д`Артаньян и три мушкетера»

У Дюма-отца мушкетеры значительно моложе. То же касается короля Людовика и королевы Анны. Но какая в данном случае разница, если получилось прекрасное кино? Музыкальная приключенческая картина заряжает на свершения и подвиги. Актеры, хоть и не во всем совпадают с трактовкой Дюма, стали истинными образами из его произведений для целого поколения жителей достаточно большой территории земного шара. Более того, они стали примерами добра, справедливости, смелости и даже отношений. Отдельное место стоит отвести музыкальному сопровождению и песням, которые поют по сей день.

44. «Пираты двадцатого века»

Самый зубодробительный боевик всех времен и народов. Именно так могут подумать те, кто живут в условиях ограниченного информационного пространства. Именно такой страной и был Советский Союз, потому фильм, снятый по законам голливудских боевиков был обречен на успех. Фильм стал самым кассовым за все время существования государства, показав зрителю легкое развлекательное кино, пусть и повторяя множественные клише своих западных прототипов. Тут и непобедимый главный герой, и красивые девушки, и боевые искусства, и каскадерские трюки, и невероятно хитрый главный злодей. Особый шарм добавляют сцены в родном для многих Крыму, а сами места надолго получают пометку «место съемок Пиратов Двадцатого века», что привлекало тысячи туристов на достаточно дикий мыс Тарханкут.

45. «Земля Санникова»

Еще один фильм, который стал классикой советского приключенческого жанра. История про поиски новых земель, наполненные смертельной опасностью, стала лидером проката в 1974 году. Ее посмотрели более 41 миллиона зрителей. В фильме есть множество вещей, которые могли порадовать зрителя, ждущего развлекательное кино, как праздника. Мистические языческие ритуалы неизвестного народа, опасные трюки и шальные действия главных героев, драматическая развязка. Разумеется, фильм полностью совпадал по духу с теми переживаниями, которые носил в себе Владимир Высоцкий — именно он должен был играть главную роль. Но интервью, в котором его признали советским диссидентом, поставило крест на этой затее. Кстати, песни «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые» были написаны им специально для этой картины.

46. «Экипаж»

Еще одна картина, которых было немного в СССР. Фильм-катастрофа — жанр достаточно популярный на Западе, ведь тут можно обнажить всю природу человека, действующего в экстренных ситуациях. В СССР была своя катастрофа — Великая Отечественная война, потому не нужно было придумывать дополнительных. Таким образом, фильм про экипаж самолета ТУ-154 стал одним из немногих, снятых по классическому шаблону Голливуда: трагедия, где все жизни висят на волоске, но герои обязательно спасутся, найдя выход из самых сложных ситуаций. Интересно, что картина должна была закончиться другой версией смерти героя Жженова, который получил бы травмы, несовместимые с жизнью, и умер бы в больнице, но от нее решили отказаться.

47. «Гардемарины, вперед!»

Еще одна телекартина, которая сформировала сознание целого поколения молодых людей в стране. Школьники переставали играть в казаки-разбойники и начинали играть в гардемаринов. «Гардемарины» — это история про трех симпатичных парней, которые поставили высокую моральную планку для мальчиков всей страны. Но дело было не только в этом. Смазливые гардемарины нравились мамам и сестрам мальчиков по всей стране, проще говоря, они стали новыми секс-символами. Актеры Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков смогли надолго обеспечить себе популярность, став образцом молодости, дерзости и любви к Родине.

Самый дорогой фильм в истории кино. Этим фильмом стал «Пираты Карибского моря: На краю Света». Бюджет этого кино составил 300 миллионов долларов, что и привело его на первое место. Часто бюджеты фильмов держат в секрете до самого последнего момента, пока не будет видна успешность фильма. Третья часть пиратов со своих потраченных 300 миллионов собрала 1 миллиард долларов, тем самым, утроив свой бюджет.

48. «Гамлет» (1964)

Один из самых именитых фильмов советского кинематографа. Среди прочего, он был номинирован на премию BAFTA и Золотой Глобус. Подготовка к фильму потребовала по-настоящему титанических усилий, как с организационной точки зрения, так и с точки зрения актерского исполнения. К примеру, замок Эльсинор строился около полугода, и даже сейчас это место (28 километров от Таллина) называется «Скала Гамлета». В период съемок также произошел несчастный случай, который повлек за собой смерть одного из членов съемочной группы. Актерский состав проявил максимальные усилия для воплощения самых глубоких переживаний классических персонажей. Отдельное внимание, стоит уделить роли Инокентия Смоктуновского, который не просто показал высокий уровень исполнения, но и ставил в тупик всю съемочную группу, которая по воспоминаниям даже не могла ответить себе на вопрос, о чем думает этот человек и, какой следующий шаг он сделает.

49. «Не может быть!»

Еще одна комедия Леонида Гайдая, которая состоит из трех разных киноновел. Основанная на рассказах Зощенко, она не ставила перед зрителем сложных задач и выборов, а была мастерски поданной сатирой на простые житейские ситуации. Стоит отметить, что именно такие картины, скорее всего, и переживут любое время, ведь тут не стоит делать отсылок к СССР, такое могло произойти в любой стране мира. А не это ли делает любое кино понятным и любимым вне времени и места?

50. «Я шагаю по Москве»

Классическая советская кинокартина режисера Георгия Данелия по сценарию молодого Геннадия Шпаликова. Первая главная роль для молодого Никиты Михалкова, которая сразу же была удостоена особого внимания на самых разных уровнях, а также сделавшая его известным актером в СССР. Эта картина является классическим примером кинематографического искусства Советского Союза, ведь она не только о людях, но и практически полностью исключает какой-либо конфликт в жизни главных персонажей. Потому что жители огромной страны были по сути счастливы, если речь шла об описании ее авторами. В реальности она, разумеется, таковой не являлась.

Читайте также:

10 советских детективов по западным сценариям

Москва слезам не верит: актеры фильма спустя 35 лет