«Бесстыжие»: Пьянка длиною в 11 лет

6 декабря стартовал одиннадцатый, заключительный сезон сериала Showtime о семействе чикагских люмпенов. Нам намекают на возвращение героев, судьба которых оставалась неизвестной — к финалу саги все сюжетные линии должны сойтись в доме Галлагеров. В последнем сезоне к житейским проблемам его обитателей добавилась и пандемия. О том, как «Бесстыжие» прибыли из Британии на американское ТВ, как разбили его шаблоны и как стали современными «Отверженными», рассказывает Андрей Гореликов.«Бесстыжие» войдут в число рекордсменов американского телевидения: их персонажи больше десяти лет со зрителями (чуть впереди — «Теория большого взрыва» , позади — «Друзья» ). Подобно другому фавориту публики, революционному ситкому «Офис» , американский телехит стал адаптацией английского шоу. Малобюджетный сериал запустили в Великобритании еще в 2004 году, а выходил он девять лет, то есть два года оригинал и адаптацию показывали параллельно. Но прямым ремейком был только первый сезон американских «Бесстыжих», затем дороги двух шоу разошлись бесповоротно. Состав персонажей тоже дублировался только в первых сериях. Затем в американском шоу мы продолжили следить за историями Галлагеров — приключения детей, родителей и прочей родни становились все удивительнее. Англичане же стремительно меняли героев, и лишь патриарх Фрэнк оставался неизменной точкой притяжения.

Кто эти люди

Непросыхающего, безответственного и презираемого детьми Фрэнка в американской версии играет Уильям Х. Мэйси . Жена Фрэнка сбежала, поэтому забота о младших лежит на старшей дочери Фионе (Эмми Россам ), которая не может отказаться от наркотиков и разобраться со своими мужчинами. Старший сын, Лип — самый умный в семье, но и он зарабатывает на жизнь и учебу в основном криминальными делами. Живущий тут же племянник Иэн (сын брата Фрэнка) хочет выбиться в люди, отслужив в армии, но этому мешают его постепенно осознаваемая гомосексуальность и биполярное расстройство.
Уильям Х. Мэйси и Эмми Россам
Карл, трудный ребенок, с малых лет торгует наркотиками в банде, зато потом заканчивает кадетский корпус. Любимица отца, Дебби, рано становится матерью и тоже идет в разнос. Самый спокойный в семье — младший сын Лиэм. Он чернокожий — это обстоятельство толком не объясняется, но добавляет экзотичности семейству. Бросившая детей и мужа Моника время от времени возникает на горизонте, чтобы наконец умереть в седьмом сезоне. У Галлагеров есть множество друзей, партнеров, врагов и коллег. На протяжении десяти лет они проворачивают авантюры, отбывают сроки, рожают детей и начинают жизнь заново.

Самым молодым режиссером, награжденным Оскаром, стал Дэмьен Шазелл, снявший "Ла-Ла Лэнд". Режиссеру было всего 32, когда он получил заветную статуэтку. Ранее, рекорд принадлежал Норману Таурогу, который был на 221 день старше Шазелля, когда получил Оскар за фильм "Скиппи".

Драма грязных кухонь

Американский вариант оказался не только более известным в мире, но и стал хитом в Британии. Хотя рецензия на первый сезон-подстрочник в британской The Guardian называлась «Планета обезьян»: автору показались смешными попытки «голливудского» Мэйси и остальной команды актеров «с хорошими зубами» изображать людей со дна общества. В то же самое время начальные серии, показанные в США, чуть ли не скандализировали общество. Медиа всерьез писали о «запахе экскрементов и разложения», исходящем с экрана. На экране, правда, ничего такого не было — просто куча детей в захламленном, но уютном доме. Бесстыдным такое довольно приглаженное изображение большой и пьющей семьи могло показаться только на фоне американского комедийного телевидения.
Английский сериал опирался на богатую национальную традицию изображения бедности. Галлагеры — узнаваемая семья пролов, чавов, представителей низшего класса. Бедность, над которой не грех и поплакать, и посмеяться, очень давно стала важной темой в массовой культуре в Англии (см., например, гравюру Уильяма Хогарта «Переулок джина». Популярнейшие книжные сериалы XIX столетия — как раз про перипетии жизни на дне: диккенсовские истории Оливера Твиста и Дэвида Копперфильда; хитовая пьеса времен окончания Викторианской эпохи — «Пигмалион» Шоу, среди главных действующих лиц которой — девушка-кокни и ее бесчестный отец-алкоголик. Сюжеты о тяжелой доле простого человека стали обычным делом на британском ТВ еще с 1960-х: самые народные сериалы-антологии — «Пьесы по средам» и «Пьеса дня» — часто обращались к жанру кухонной драмы, и кухни эти были грязны и бедны. Но если на родине «Бесстыжих» не слишком честная бедность была привычным, традиционным фоном, в США на нее смотрели иначе. Положение, статус персонажей оказались основным нервом сериала. Конечно, в американском кино и ТВ есть традиция изображения «белого мусора», Америки трейлерных парков. Но крайние проявления такой маргинальной жизни оставались «серьезному» кино, треш-телевидению вроде TLC с его адскими реалити-шоу («Моя дочь-подросток беременна, и я тоже» ) или фильмам ужасов.

Домик Диониса

Американскую адаптацию «Бесстыжих» сравнивали не с социальными драмами-манифестами, а с конформной телеклассикой «Розанна» или вовсе беззубыми ситкомами вроде «Бывает и хуже» или «Меня зовут Эрл» . В них бедные люди, порой даже преступники, изображались людьми забавными и добрыми. Простота бывает хуже воровства, но благие намерения героев в конце концов приводят к семейному воссоединению, а заодно к социальному успеху. Скромность быта героев особо не подчеркивалась. Декорации нищих домов или трейлеров совершенно явно были выстроены в калифорнийских павильонах.
Поразивший воображение первых критиков дом Галлагеров реален — он находится в Чикаго (только интерьеры снимались отдельно), и в нем на самом деле живут. Съемочная группа сериала моталась из Голливуда в другой конец страны ради натурных кадров. Сцены, в том числе с переходом из локации в локацию, снимались часто одним планом. Ручная камера, скупое натуральное освещение сделали картинку похожей на домашнее видео или реалити-шоу.
Естественность формы дополняло содержание, будто позаимствованное из криминальной сводки. Веселые Галлагеры торговали наркотиками, подделывали документы, воровали, мошенничали, делали гадости себе и друг другу. А главное, безудержно употребляли наркотики и алкоголь. Прежде всего алкоголь — «наркотик выбора» патриарха семейства Фрэнка и старшего сына Липа. Пуританство американской культуры, демонизирующей пьяниц, было отвергнуто по заветам английского оригинала.

Актриса, которая играла зловещий дух в фильме "Звонок", является также голосом Лило в мультфильме "Лило и Стич". Зовут девушку Дэйви Чейз. После просмотра "Звонка" вы, возможно, еще долго не могли заснуть, но, на самом деле, актриса очень симпатична, и у нее настолько приятный голос, что она озвучила милую девочку Лило из доброго мультфильма "Лило и Стич".

Сериал, разумеется, демонстрирует все неприглядные стороны алкоголизма. Скажем, Фрэнк едва не умирает от цирроза, и его спасают лишь пересадкой печени. Его дочь Фиона, презиравшая отца, сама, напившись, чуть не становится причиной смерти маленького брата. Таких эпизодов в шоу много, но «Бесстыжие» не стесняются сказать: несмотря на все издержки, пить очень весело. Фрэнк и компания закладывают не так, как Серебряков в «Левиафане» , с выражением мучения на лице. Они употребляют с удовольствием, и это чувство безудержного порочного веселья передается зрителю.
Сам глава клана Галлагеров — воплощение Диониса. «Мы знаем, как устроить вечеринку», — произносит он в начале сериала. А позднее: «Алкоголь — это дар».Другая очевидная культурная аллюзия тут ветхозаветная: дети Фрэнка напоминают Хама, сына Ноя. Когда праведник спал пьяным и голым, Хам глазел на него без стыда, за что понес наказание. Стыд, мораль — то, что должно было держать в узде бесправный и обреченный низший класс. Отринув их, Галлагеры цепляются когтями и зубами за жизнь с ее удовольствиями. В этом был один из упреков сериалу: шоу, мол, транслирует стереотипы о беспринципности и подлости бедняков. Но все их грехи — от розничной продажи наркотиков до мошенничества с медстраховками и торговли детьми — во вселенной сериала предопределены социальным положением героев. В «Бесстыжих» распадается телемиф об успехе, вопреки обстоятельствам. Так же как и голливудская идея нравственной трансформации героя к финалу.

Незавидное постоянство

Герои шоу отвергают традиционную мораль, трезвость, ответственность перед обществом и законом. Они не хотят быть как все, отказываются учиться и признавать свои ошибки для обязательного хеппи-энда. Формат мыльной оперы с бесконечными клиффхэнгерами и повторением стереотипных ситуаций неожиданно сближает историю с правдой жизни. Там, где в двухчасовом фильме перипетии обязаны вести к катарсису и оставлять надежду на перемены, нескончаемый сериал демонстрирует вечное возвращение. Если Фрэнк ставит под угрозу здоровье и жизнь детей ради похода в бар в первом сезоне, будьте уверены, он будет поступать так и впредь.
Постоянство вообще ключевое свойство американских «Бесстыжих»: адаптация, в отличие от оригинала, намертво привязана к основным героям. Внезапный уход Фионы из жизни семьи (как и уход Эмми Россам из шоу), временная тюремная отлучка Иэна — поздние исключения. В английском шоу постоянным персонажем оставался лишь Фрэнк, а дети рано или поздно покидали родной депрессивный город.Судьба американских Галлагеров зависит от реакции публики, внимание которой к последним сезонам было все труднее удерживать — все-таки сказываются усталость от одних и тех же лиц и ограниченное пространство для сценарных маневров с постоянным пулом героев. Но безумная череда событий вызывала живейшее сочувствие у зрителя. Например, когда старшая сестра убеждала младшую сделать аборт, консервативная часть аудитории развязала против нее целую войну хештегов. А когда Иэн расстался со своим партнером Микки, фанаты уже стали угрожать жизни продюсеров. Микки в итоге вернули, и влюбленные даже сыграли свадьбу.

Миллионер из трущоб - Компания Mercedes-Benz попросила снять свой логотип с использовавшейся в съёмках этого фильма машины. Они аргументировали свою просьбу тем, что ассоциация автомобиля с бедным районом может негативно сказаться на имидже фирмы.

Но «Бесстыжие» в итоге все равно говорят нам, что люди не меняются. Зато медленно меняется мир вокруг. Единственный шанс этих загнанных, невидимых благополучным обществом людей на иную жизнь лежит в устранении наложенной на них стигмы. Внешние и внутренние перемены в сериале отражают этот процесс нормализации маргиналов.Равнодушие Галлагеров к расовым и гендерным вопросам к поздним сезонам обернулась толерантностью. Штат черных и латиноамериканских актеров вырос, и дом семейства оказался убежищем для всевозможных меньшинств. Как мы уже говорили, самый адекватный сын Фрэнка — черный парень (в одном из последних сезонов это объясняется внезапно вылезшими генами каких-то давних предков). Галлагеры теперь могут требовать справедливости от современного мира вместе с другими отверженными. В этом смысле их безумства и пьянки — продолжение древнего карнавала, где отменяются социальные иерархии и раб — пусть на день — может стать господином хотя бы своей собственной жизни.Смотрите сериал только на КиноПоиск HD по подписке Плюс