Брак по-итальянски

«Брак по-итальянски» — великое кино без всяких оговорок, истинно итальянское, со всеми любимыми архетипами и эмоциями. И в нём всё, как в жизни, где всё очень сложно, чтобы сказать — жизнь – сплошная драма или непрерывная комедия.
В картине нет каких-то глубоких скрытых смыслов – он пример того, как можно рассказать простую человеческую историю и она навсегда западёт в душу.

Это история красивой итальянки по имени Филумена, в 16 лет выброшенной на улицу отцом и ставшей проституткой. В борделе она встречается с богатым клиентом Доменико и влюбляется в него. Доменико тоже кажется, что он влюблён, но она для него остаётся вещью, которую он покупает, но которая совсем не подходит к его статусу.

Это история Филумены матери, которая не бросила своих детей, невзирая на невероятные лишения, хотя вынуждена была жить вдали от них, наблюдая, как они растут со стороны и поддерживая их финансово.

Это история и трёх братьев, которые не знали о существовании друг друга и, в конце концов, воссоединились.

Это история и самого Доменико, его бесчисленных похождений, раздутого самомнения, непомерной гордости и прозрения, которое, слава богу, наступило.

Это такой объёмный портрет человеческой жизни, в таких нюансах и оттенках, с такими страстями, откровениями, что написать его мог только великий режиссёр. А Витторио Де Сика именно великий режиссёр.

Кино очень долго не имело твердого названия. В разных странах и в разных слоях общества его называли по-разному – «киномо-, хромо-, фоно-, мега-, скопограф», «иллюзион», «кики», «кинемоша» или «кинемошка». Единственное, что дожило до наших дней – это слово «киношка». А слово «кино» пришло в Россию из Германии.

Эта история интересна и с точки зрения сегодняшнего времени, поскольку она лишена всякой политкорректности, присущей чуть ли каждому фильму новой эпохи. Картине более полувека, но что изменилось? Женщине по-прежнему приходится себя продавать, чтобы получить какие-то материальные блага или социальные выгоды. Филумена проходит несколько разных этапов отношений с Доменико: сначала проститутка-клиент, потом они любовники, потом он её работодатель, а она его работница, потом муж и жена. И ни на одном из этапов не видно их равных отношений. Она всегда зависит от его прихоти, его сиюминутных капризов, его денег. Каждая новая пассия в его жизни может отправить Филумену за дверь.

Картина не впадает в обличение, иначе, вероятно, не получилось бы такой истории, где всё идеально в плане эмоций – и смех, и слёзы, и любовь. Режиссёр мастерски обошёл острые углы проблемы отношения мужчины и женщины, которую видел, знал и понимал. И лишь самый внимательный зритель разглядел или расслышал молчаливый вопрос режиссёра: «А после замужества что-то изменится для Филумены?» Только вспомните финальную сцену, где она плачет, а Доменико прячет лицо.

Сегодняшнее время как раз показывает, что мужчина по-прежнему считает женщину своей проституткой, даже получив официальную регистрацию брака, и пусть только женщина попробует отказать мужчине в сексе, как сразу получит болезненный ответ. И такой ответ она получает на всех этажах социальной жизни. Вывод сам напрашивается – только полная независимость может гарантировать женщине, что её не запугают. Этой независимости у Филумены нет. В силу исторического отрезка, в котором она существует. В силу отсутствия образования, профессии, работы, денег. Вот она золотая цепочка каждой женщины!

Страна, которая бьет рекорды по количеству производимых фильмов в год – это вовсе не Америка, а Индия! Так как немногие жители этой страны могут позволить себе телевизор, свободное время они проводят в кинотеатрах, где билеты стоят сущие копейки. Поэтому кинопроизводство Индии устроено таким образом, что на экраны в год выходит около 700 фильмов, а это означает 2 фильма в день.

Не сказать об игре актёров – преступление. А сказать – не хватает нужных слов. Те, что есть, затасканы. И всё же, попробую. Химия между Марчелло Мастроянни и Софи Лорен просто безумная. От них летят искры. Их герои такие настоящие, реальные, что хочется к ним прикоснуться. Да что там прикоснуться – между ними и зрителем совсем нет перегородок. Их игра соткана из таких красок и оттенков, что мгновенно вызывает отклик в сердце. Недаром они так много играли вместе у одного режиссёра — столько общего у этих людей, что сводило их снова и снова вместе. И, конечно, главный продюсер всех этих проектов, муж Софи Лорен, Карло Понти, знал, в чьи руки отдавать свою красавицу жену.