«Дитя робота»: давайте запомним этого режиссёра!

Неизвестная катастрофа стерла человечество с лица Земли. Но надежда есть: в секретном бункере робот по прозвищу Мать приглядывает за миллионами эмбрионов и в порядке эксперимента растит девочку — первую из новых людей. На пороге совершеннолетия Дочка рвется познать мир за пределами бункера… как вдруг по ту сторону дверей раздается стук и мольбы о помощи! Девушка впускает в подземный дом незнакомку — грязную, озлобленную и с пулей в боку. Откуда взялась эта женщина? Почему вид робо-Матери вселяет в неё такой ужас? И кому из них Дочка теперь может доверять?
I Am Mother Жанр: постапокалипсис Режиссёр: Грант Спьютор В ролях: Клара Ругор, Роуз Бирн, Хиллари Суонк, Люк Хокер Премьера в России: 20 июня 2019 Возрастной рейтинг: 16+ Похоже на: «Из машины » (2015) • «Луна 2112» (2009) • «Кловерфилд, 10 » (2016) Если эта завязка кажется вам знакомой — что ж, вам не кажется. В постапокалиптическом триллере «Дитя робота» тут и там проглядывают уши, лапы и хвосты аналогичных историй. Холодный модернизм «Из машины», проблемы самоидентичности из «Луны 2112», искусственный интеллект (вроде бы человечный, но в то же время безжалостно-прагматичный) из «Космической одиссеи», бункер как колыбель нового человечества из Fallout — это лишь наиболее очевидные из ассоциаций.

Первоначальное название знаменитого ТВ-шоу «Друзья» — «Бессонное кафе».

В общем, на новое слово в жанре создатели фильма не претендуют. Не тот бюджет, не те амбиции и опыт. Улыбчивый режиссер-австралиец Грант Спьютор и его соавтор, американский сценарист Майкл Ллойд Грин, — дебютанты в большом кино; вполне логично, что первым делом они пробуют встать на плечи вдохновивших их классиков. Ничего постыдного в этом нет, для подражания и переосмысления тоже нужно мастерство. «Дитя робота»: давайте запомним этого режиссёра! 4 А на чисто техническом уровне «Дитя робота» исполнено вполне профессионально. Спьютор умеет нагнетать саспенс, не торопится с экспозицией и постепенно погружает зрителей в стильный, убедительный и логичный мир. Заметно, что за кадром авторы проработали целую вселенную со своей историей и философией, но в силу бюджетных ограничений попытались спрямить сюжет до максимально простых образов и форм — и это пошло фильму на пользу. Внятная, визуально эффектная и экономная (во всех смыслах) фантастика сейчас почти не появляется на больших экранах. Неудивительно, что в США релиз фильма состоялся сразу на Netflix.
Пока новые «Годзиллы» и «Люди в черном» тонут под весом собственного размаха и запутанной мифологии, «Дитя робота» стремится к изящной повествовательной строгости. У персонажей даже нет имен — они скорее архетипы, понятные на интуитивном уровне: нетерпеливая и любознательная Дочка, заботливая, но скрытная Мать и совершенно не похожая на нее чужая Женщина, одновременно пугающая и интригующая. «Дитя робота»: давайте запомним этого режиссёра! 7

За всеми перипетиями сюжета о конце света, страшных тайнах и человеческих эмбрионах скрывается, в общем-то, универсальная человеческая история о взрослении. Ребенок пробует границы реальности и рвётся прочь из тесного дома. Родитель боится отпускать непоседливое чадо на волю и лелеет надежду на то, что следующее поколение построит новый, лучший мир. Конечная же цель такого героического путешествия — научиться ответственности, примириться с собственными предками (неидеальными и в чём-то даже ужасными, но по-своему мудрыми) и самому стать родителем.

Для большей реалистичности, костюм Вуки, из фильма «Звездные войны», сшили из настоящих человеческих волос.

Разумеется, фантастический сеттинг располагает и к другим актуальным темам. За два часа хронометража «Дитя робота» успевает затронуть и вопрос «реальности» механических чувств, и взросление в изоляции от внешнего мира, и трагедию творца, стремящегося создать идеального ребенка, — здесь фильм неожиданно перекликается с недавними приквелами «Чужого».

«Дитя робота»: давайте запомним этого режиссёра! 3 Однако всё это Спьютор и Грин исследуют очень пунктирно. Каждый раз, оказываясь на пороге истинной «взрослой» фантастики, они дают по тормозам и возвращаются в жанровое русло триллера. Некогда размышлять — вот вам новый неожиданный поворот! В итоге персонажи становятся заложниками сюжета: их отношения меняются просто потому, что так нужно, а не исходя из их собственных чувств и эмоций.

Казалось бы, насколько «иной» должна быть девочка, выросшая в одиночестве под присмотром робота? Она никогда не чувствовала тепло живых объятий, не слышала запах чужого тела. Человеческие лица она видела лишь на голограммах и (остроумная деталь) архивных видеозаписях ток-шоу со звездами. Появление другой женщины должно стать для неё психологическим и сенсорным шоком, почти что инопланетным контактом: так вот вы/мы какие, люди! Но нет, «Дитя робота» больше интересует развитие интриги, нежели психологические нюансы.

Иногда рекламные кампании становятся дороже, чем сами фильмы. Так картиной с самой обширной рекламной компанией является «Парк юрского периода» режиссера Стивена Спилберга. Кинокомпания «Universal» потратила на продвижение фильма $68 млн. при общем бюджете картины в $60 млн.

«Дитя робота»: давайте запомним этого режиссёра! 6 Впрочем, актёры по мере сил спасают положение. В фильме всего три персонажа (и все женщины, что редкость), и состав подобран на удивление слаженный: опытная обладательница «Оскара» Хиллари Суонк органично смотрится рядом с юной датчанкой Кларой Ругор, которая здесь сыграла свою первую главную роль. «Дитя робота» вполне может стать для актрисы путевкой в большой Голливуд, как когда-то «Из машины» зажёг звезду Алисии Викандер. Но, конечно же, самая яркая героиня — Мать, в оригинале озвученная Роуз Бирн. Её изображает не компьютерная модель, как сейчас принято, а настоящий актёр в механическом костюме, который разработали легендарная студия спецэффектов Weta и художник-аниматор Люк Хокер (он и сыграл Мать на площадке). Усилия затрачены не зря: робот выглядит и двигается абсолютно реалистично, обладает своим темпераментом и весом. Последнее становится важным элементом саспенса, когда приближение Матери узнается по гулкому звуку её быстрых, целеустремленных шагов. А пробежка робота по тесным, подсвеченным аварийными лампами коридорам бункера — и вовсе один из самых жутких и запоминающихся образов фильма, заставляющий вспомнить неудержимого Т-1000 из второго «Терминатора».
«Дитя робота»: давайте запомним этого режиссёра! 5

И это показательно. Спьютор едва ли может похвастаться новизной идей и сложностью драматургии — но многие из созданных им кадров надолго западают в память. Гибкая фигура девушки, танцующей в огромном пустом помещении. Молочно-белые неоновые лампы, которые едва разгоняют мрак бункера. Кладбище деревьев, где голые стволы кажутся ребрами мифических животных. И, конечно же, загадочное лицо Матери: вроде бы дружелюбное — но с каждой минутой оно кажется всё более угрожающим.

Лучше всего воспринимать «Дитя робота» как дипломную работу — своего рода зарисовку, обещание будущих свершений. Стильное упражнение на тему взаимоотношений человека и технологий. Это профессиональный и талантливый фильм, пусть даже ему не суждено остаться в истории. Но не стоит удивляться, если уже в ближайшие пару лет Грант Спьютор станет одним из самых востребованных молодых режиссёров, получит солидный бюджет и возьмётся за какой-нибудь модный супергеройский фильм (думается, лучше всего ему подойдёт DC). Вот тогда-то мы и увидим, какое будущее построит новое поколение.

Графа Дракулу назвали самым часто интерпретированным кинообразом в кинематографе. Его образ вампира переходил с фильма в фильм 72 раза. За ним следует детектив Шерлок Холмс, о котором было создано около 66 фильмов, замыкает тройку самих популярных героев Тарзан, с появлением в 60-ти фильмах.

«Дитя робота»: давайте запомним этого режиссёра! 2