«Дюна»: фильм vs сценарий и вырезанные сцены

Пару лет назад я обозревал сценарий новой экранизации «Дюны», написанный Джоном Спэйтсом в соавторстве с Эриком Ротом и режиссёром картины Дени Вильнёвым. Их работа была датирована 18 сентября 2018 года. Поскольку съёмки фильма начались в марте 2019 года, я предполагал, что с учётом масштаба проекта сценарий вряд ли претерпит сильные коррективы.

Но, посмотрев фильм я всё же не могу не отметить некоторые изменения, о которых решил вкратце рассказать. Мне кажется интересным следить, как меняется сюжет в процессе пре-продакшна, и пытаться понять, чем вызвано то или иное изменение.

Объем сценария «Дюны» составлял 132 страницы. По общему правилу, одна страница примерно соответствует одной минуте фильма. Ключевое слово «примерно» — экшн-сцены на бумаге занимают немного места, а с диалогами все наоборот. Но всё же, если только кино сильно не порезали в монтажной, обычно это соотношение более-менее выдерживается. В качестве наглядного примера можно привести творчество Кристофера Нолана, который практически никогда не отходит от сценария даже в мелочах. Так, съёмочный сценарий «Начала» насчитывал 147 страниц при длительности фильма в 148 минут.

Ирландцы являются самыми преданными поклонниками кино. Среднестатистический житель Ирландии ходит в кинотеатр 4,2 раза в год. В то время как средний житель Евросоюза посещает кино 1,9 раз в год.

Но Вильнёв не Нолан. У него свой стиль, и ещё во время «Бегущего по лезвию 2049» я заметил, как сильно у него растягиваются многие сцены. Съёмочный сценарий того фильма занимал 109 страниц, а сам он шёл 163 минуты. С «Дюной», идущей 155 минут, наблюдается схожая корреляция. На первый взгляд, не такая сильная, но надо иметь в виду, что из фильма пропали многие эпизоды, которые были на бумаге. Но обо всем по порядку.Что смотрим в кино в сентябре 2021? «Дюна», Веном, самураи 6С другой стороны, в сценарии не было эпизода прибытия на Каладан посланцев императора с формальной передачей Арракиса под контроль дома Атрейдесов. Вместо этого мы сразу переходили к визиту Преподобной Матери и испытанию с ящиком. Многие диалоги из начальной части сценария подверглись существенным изменениям и кое-где заметно выросли в размерах.
Из пары других небольших, но любопытных отличий — перед сценой тренировки Гурни Халлек в сценарии играл на балисете и исполнял песню Полу. А при прибытии на Арракис, Атрейдесы находили у городской стены множество крестов, на которых были распяты враги дома Харконненов.«Дюна» Дени Вильнёва — пир для глаз, работа для души 7У некоторых второплановых персонажей в сценарии имелись небольшие моменты, лучше их раскрывавшие. Например, доктор Юэ рассказывал о своей жене. Также создатели фильма существенно порезали эпизоды с участием ментата дома Атрейдесов Суфира Хавата.

Мальчишник в Вегасе - Для тех эпизодов, где Стю не хватает зуба, актёру Эду Хелмсу не пришлось ничего маскировать. Дело в том, что «взрослые» резцы у него так и не выросли. Так что оставалось только снять искусственный зуб на время съёмок соответствующих сцен.

Кроме того, в середине скрипта была большая сцена торжественного приёма Атрейдесов, где мы знакомились с несколькими персонажами (вроде чиновников и лидера контрабандистов), которые, я так подозреваю, должны появиться в сиквеле. С другой стороны, в тексте не было эпизода разговора Преподобной Матери с бароном Харконненом, в котором она сообщала, что Пол и Джессика находятся под защитой ордена Бене Гессерит и он не может их убить.

Основные же отличия между сценарием и фильмом связаны с финальной частью. А точнее, с вырезанием некоторых эпизодов. Вот, что было на бумаге, но не попало в кино (по крайней мере, в театральную версию):

  • Отряду Гурни Халека удалось пробиться через силы Харконненов и добраться до поселения контрабандистов.
  • После штурма дворца, Барон Харконнен навестил Леди Джессику. А после гибели своего ментата Питера де Вриза он предложил пленному Суфиру Хавата перейти к нему на службу и заодно соврал, что предательницей была Джессика.
  • Из фильма полностью пропал небольшой подсюжет (которого, правда, не было в книге). После покушения на Пола герцог Лето санкционировал ответную акцию возмездия. Небольшой отряд коммандос Атрейдесов десантировался на Гьеди Прайм и взорвал главные хранилища спайса, что поставило Харконненов на грань банкротства. Из-за этого барону приходилось дать указание Рабану выдоить досуха Арракис, не считаясь ни с чем. В сценарии также имелась пометка, что лидер коммандос появится в сиквеле в качестве раба, с которым ради потехи будет драться Фейд-Раута.
  • Картина Вильнёва завершается тем, что после поединка Пол и Джессика направляются к ситчу. Однако сценарий на этом не заканчивался. В нём герои достигли цели. Нам показали бы, что в распоряжении фременов есть огромный резервуар накопленной воды (и такие же имеются у других племён). Леди Джессика приняла предложение стать новой Преподобной матерью фременов и выпила «воду жизни», после чего открыла свою наследственную память. Кроме того, эта процедура влияла на её нерождённую дочь. Что касается Пола, то он занялся любовью с Чани. На этом сценарий и заканчивался.

В Америке телефонные компании специально выделили телефонные номера в диапазоне от 555-0100 до 555-0199 для использование их исключительно в фильмах, сериалах и компьютерных играх. Это было сделано, чтобы обезопасить простых граждан от звонков безумных фанатов на реально существующие номера. В комедии «Брюс Всемогущий» был показан реально существующий телефонный номер, и его владелица начала судебный процесс против кинокомпании, так как ее стали донимать фанаты, которые безустанно звонили и спрашивали Бога.

По сравнению с фильмом в сценарии было намного меньше флэшфорвардов с участием Чани. После встречи Пол открылся ей и рассказал, что много раз видел во снах поединок с Джамисом, но ни разу не выходил из него победителем. Чани рассказала ему, как обычно сражается Джамис, что помогло герою выиграть.«Дюна». Фильм vs сценарий 1Подводя итоги, нельзя сказать, что сценарий подвергся радикальным изменениям. Он по-прежнему достаточно точно соответствует первой половине книги Фрэнка Герберта. И всё же он потерял ряд сцен, многие из которых были любопытны и мне бы хотелось их увидеть.

Но с ними кино бы наверняка шло больше трёх часов. Вряд ли стоит объяснять, почему студия не выпустила бы такую версию в кино. Лично я люблю фильмы, создатели которых тратят время на создание атмосферы и выстраивание сюжета. Но я отлично понимаю, что не все разделяют такое мнение — а трёхчасовой хронометраж способен отпугнуть многих потенциальных зрителей.

Кроме того, многие удаленные эпизоды закладывали фундамент сюжета сиквела. Тут могло сработать и то, что Вильнёв не был уверен, что он все же состоится, и то, что режиссёр решил оставить себе возможность в будущем несколько отойти от книги.

Внимательные фанаты заметили, что в фильмах «Мстители: Эра Альтрона» и «Тор: Рагнарёк» Тор носит прядь Локи, вплетенную в свои волосы. Почему — неизвестно, но одна из теорий гласит, что на тот момент Тор думает, будто его брат мертв, эта прядь — своеобразная дань памяти Локи.

Были ли какие-то из этих эпизодов сняты, я не знаю (в одном из интервью Вильнёв сказал, что снял сцену с песней и балисетом). Но если да, может быть, мы увидим их в какой-нибудь расширенной версии. Или же в продолжении. А я очень надеюсь, что оно состоится. Кино мне понравилось — по мне, так в нашу эпоху такие фильмы стали буквально на вес золота.