Единоборства и кино: эра карате боевиков прошла?

Следует признать, что эра «каратэшных» боевиков прошла. Зритель стал более требователен, одним только упоминанием слова карате его уже не завлечь. Да и будем откровенны, умы миллионов поклонников единоборств, особенно юного возраста, уже давно не интересует карате или кунг-фу. Их волнует, выйдет ли на очередной бой Хабиб или Макгрегор. Фильмов о единоборствах стало меньше, но они стали более высокого уровня в художественном плане. Конечно, остались всевозможные боевики про китайских мастеров кунг-фу, последним из нашумевших фильмов можно назвать «Ип Мана».

Почему так происходит? Что не так с «каратэшно-кунгфуишными» боевиками, почему они потеряли популярность?

Сцена боя Брюса Ли и Брэда Питта из "Однажды в Голливуде"

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора

Для начала я бы разграничил фильмы о единоборствах западных и восточных. Разграничения могут быть условными, так как многие стили карате, джиу-джитсу или ушу сформировались в Штатах (кэмпо-карате), в Европе (фудокан, айкибудо, киокушин будокай кан), даже в СССР (сэнэ), но тем не менее.

В чем различия между фильмами про западные и восточные единоборства?

Главное отличие фильмов о западных видах единоборств (боксе, борьбе и прочих) — это их художественная составляющая, которая всегда была на порядок выше, чем у фильмов о мастерах карате, кунг-фу, ниндзя и прочих (исключения были, мы о них поговорим ниже).

Основная масса фильмов о тех же боксерах — это превосходные спортивные драмы. Это и игра актеров, и реалистичность боев, и психологизм. Когда мы видим драму вокруг судьбы боксера или борца, мы понимаем, что все происходящее нам близко, оно настоящее, оно связано с нашей жизнью. Истории же про мастеров кунг-фу, потерявших учителя, либо вынужденных доказывать превосходство своего стиля, больше напоминает комикс, красивую легенду, сказку.

Для съёмок сцены со стариком-афганцем в фильме «9 рота» понадобилась ослица. Съёмочная группа обратилась в Ялтинский зоопарк, объяснив, что нужно животное, которое не боится камеры и громких звуков. Работники зоопарка сразу посоветовали ослицу Люсю, которая почти 40 лет назад снималась в «Кавказской пленнице», возя на себе Шурика. Роль в «9 роте» она сыграла также отлично.

Здесь, конечно, есть свои исключения. Например, «Фанат» — перестроечная спортивная драма про подпольные бои каратистов, сильно отличается от западных аналогов своим антуражем и профессиональной игрой актеров. Также «Парень-каратист», хотя и выглядит наивно, все же несет в себе большую долю художественной составляющей. Конечно же, «Гений дзюдо», хотя, в историческом плане, он совершенно далек от реальности.

Алексей Серебряков советский боевик

Драмы о боксерах, борцах, как правило, связаны с реальными персонажами. Такие картины как «Бешеный бык» Скорсезе, «Али» Манна, «Пазманский дьявол» Янгера, «Молот» Каплана рассказывают о реально живших или даже живущих спортсменах, свидетелями становления и побед которых мы с вами являлись. Фильмы о восточных единоборствах, как правило, рассказывали либо о вымышленных, либо о древних, зачастую, полумифических персонажах. Это либо истории о крутых парнях, либо о китайских/японских мастерах. Даже «Ип Ман» и «Гений дзюдо», хотя и рассказывают о биографии реально живших мастеров вин-чун и дзюдо, достаточно сильно приукрашивают их жизнь и становление.

Лучшие боевики всех времен

Реалистичность. Вряд ли вы поверите в происходящее, если какой-нибудь герой спортивной драмы о боксе часами будет упражняться в бою с тенью, а затем выйдет и уложит действующего чемпиона. То же самое и с борьбой. Есть, конечно, не совсем реалистичные моменты в том же «Гладиаторе», фильме о подпольных боксерских боях 1992 года. В нем главный герой укладывает действующих чемпионов, после года занятий боксом. Фильм сам по себе очень неплох, но подобные моменты немного огорчают.

В большинстве фильмов про восточные единоборства главным героям достаточно сделать формальные комплексы (тао, ката, тули), либо иметь одного спарринг-партнера в виде сэнсэя, чтобы укладывать орды бандитов. Само собой, сейчас в такое верится слабо.

Историческая составляющая. Западные единоборства всегда были связаны с состязаниями, со спортивной составляющей. В среде поклонников традиционных восточных видов это принято считать за недостаток, мол, все это спорт, а вот мы – боевые искусства.

На деле, это позволило западным видам сохранять и приумножать практичность и прикладной характер. Вспомним хотя бы популярные в 80-х поединки между разными школами единоборств, либо первые турниры по смешанным единоборствам в 90-х. Как оказалось, самые обыкновенные спортивные стили продемонстрировали свое полное превосходство. Более того, никто не ожидал, что представители греко-римской, вольной борьбы, самбо или бразильского джиу-джитсу буквально сметут своих оппонентов с мастерскими степенями по карате и кунг-фу.

Брюс Ли боевики кунг фу

Восточные единоборства зачастую носили ритуальный характер. Не все, конечно, то же джиу-джитсу развивалось в воинской среде, некоторые виды ушу были прикладными. Но на поле боя махать кулаками все равно никто не будет, там всегда отдается приоритет схватке с оружием. Поэтому приемы боя без оружия, а позже и с оружием начинали носить ритуально-формальный характер. То же карате практиковалось в среде печинов (пичинов), сельских старост, которые изучали приемы стилей ушу Белый журавль и Пяти предков в рамках общефизической подготовки, но без дальнейшего применения в жизни.

Мелодрама «Эммануэль» также попадает в книгу кинорекордов: ее показывали в одном одного парижском кинотеатре 11 лет подряд.

В западных стилях вы не найдете «секретных» техник, «смертельных» касаний, все прозрачно, практично. Да и вряд ли вы отыщете истории про боксеров, преодолевавших гравитацию, использующих телепатию (если только в рассказах каких-нибудь фриков). Ушу при этом сплошь пропитано историями про бессмертных, летающих по воздуху, техниках алмазной рубашки, позволяющей отражать даже удары ножей.

36 ступеней Шаолиня (1978) Shao Lin san shi liu fang

Миф как составляющая восточных единоборств

Когда на наши экраны вышел знаменитый северокорейский фильм «Хон Гиль Дон», все мы прыгали через маленькие кусты или деревья, так как главный герой таким образом научился преодолевать земное притяжение и перепрыгивал большие деревья. Сейчас вряд ли кто, даже из детей, поверит в такое.

Хон Гиль Дон Парень со свирелью

Миф – составляющая восточных единоборств и практик, да и всей восточной культуры. В китайской или японской традициях грань между реальным историческим персонажем и мифическим его изображением условна. Портреты Мао Цзе Дуна в Китае могут находиться в монастырях рядом с буддийскими и даосскими божествами. При жизни того или иного человека могут считать воплощением какого-нибудь божества. Это примерно как если бы, например, поклонники греко-римской борьбы верили в то, что после долгих тренировок они смогут приобрести силу Геракла. Кино усилило этот эффект. Даже когда в сюжете нет летающих монахов или разбивания стен, главный герой представляется полумифическим героем, силу которому дарует знание карате или кунг-фу. В том же «Ип Мане», несмотря на то, что фильм претендует на историчность, мы видим как мастера вин-чун нарушают законы физики, то пролетев несколько сантиметров над землей, то преодолевая сложные препятствия в виде перевернутых стульев, едва касаясь их ножек. Ип Ман и вовсе в финальной драке пролетел горизонтально крутясь над землей, как это делали черепашки-ниндзя в видеоиграх.
Тяга к мифическим образам стала модной и при съемках фильмов о персонажах из западных видов единоборств. Я бы здесь упомянул фильм «Непобедимый». Это история о генезисе самбо и судьбе одного из его основателей Анатолия Харлампиева. Но фильм абсолютно не историчен. По своему сюжету он полностью соответствует фильму о восточных мастерах. Причиной тому тяга советских людей к запрещенному на тот момент карате и фильмам, связанным с ним, а так же «советская мифология», которая всячески скрывала влияние японского джиу-джитсу и дзюдо на формирование самбо.

Сумерки. Сага: Рассвет — Часть 1 - Из-за постельной сцены Эдварда и Беллы фильм сначала получил рейтинг R (это означает, что подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя). Создателей это не устроило и они подредактировали сцену, после чего рейтинг сменился на PG-13 (дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями).

Каковы каноны «каратэшных» боевиков в советском фильме?

  • «Непобедимый» рассказывает о странствиях мастера борьбы по Средней Азии в поисках учителей
  • главный герой обретает мистические силы, благодаря секретной тибетской рукописи
  • в финальной битве ему приходится противостоять мастеру карате

Что скрывается за историями о боксерах и борцах

«Рокки», «Бешеный бык» — это не только и не столько фильмы о боксе, это фильмы о жизненной драме, о личностном росте или личностной деградации. Это фильмы об экзистенциальных кризисах. Фильмов о боксерах , тем более, о борцах, намного меньше, чем о каратистах или ушиустах, но практически в каждом мы видим настоящую драму. Не менее известный фильм «Левша» рассказывает не только о боксе, он демонстрирует полную трансформацию личности.

Top 250 фильмов IMDb Бешеный бык (Raging Bull) (1980)

Есть подобные сюжеты и в фильмах о восточных единоборствах, но это редкость. Как правило, весь сюжет формируется вокруг простеньких историях о крутых копах, владеющих кунг-фу или карате, о смертельных боях, либо мести.

В этом плане, я бы сравнил боевики про кунг-фу или карате с вестерном, только вместо пистолетов у главных героев выступают кулаки. Сюжетные линии схожи. Либо загадочный незнакомец приходит в забытый богом городок, криминальный квартал, либо спасшийся бегством или укрывшийся от бандитов паренек, став мастером карате/кунг-фу возвращается в свой район/город, либо едет на опасный турнир, чтобы мстить.

С этой точки зрения, большая часть самурайских историй также являются вестерном. Более того, их так и именуют самурайскими вестернами. Например, сценарии того же Куросавы стали основой и для фильмов о самураях («Отважный самурай», «Семь самураев»), и для американских вестернов («Герой-одиночка»).

Герой - одиночка (1996) Last Man Standing

В 80-е в Штатах стал модным сюжет, когда мастер карате или кунг-фу помогает неудачнику обрести уверенность и всем доказать, что он чего-то стоит. Как правило, глубокого психологизма, экзистенциальной драмы от «каратэшных» боевиков ждать не приходится. В лучшем случае, если речь идет об историях о самураях, это будет неплохой вестерн, вполне сносный для просмотра, но действующий в рамках этого жанра (в этом плане я бы рекомендовал «Убийца Сёгуна» и настоящий симбиоз ковбоев с самураями «Красное солнце»).

Красное солнце (Soleil rouge) 1971

Как итог:

  • фильмы о западных видах единоборств, о боксерах, о борцах имеют историческую составляющую. Фильмы о восточных единоборствах часто рассказывают даже о несуществующих стилях (некоторые стили ушу в фильмах специально придумывались для съемок).
  • фильмы о боксерах, борцах рассказывают, в первую очередь о проблеме личности, ее становлении, ее проблеме, ее кризисах. Встречаются фильмы о восточных единоборствах со схожими сюжетами, но как правило, глубокой драмы в них нет.
  • западные единоборства не являются «волшебной силой», «универсальным средством», помогающим справится с проблемами. Карате или ушу в фильмах часто делают главных героев практически непобедимыми. Все крутится вокруг превосходства их стиля, их мастерства над другими стилями или людьми.

Что смотреть, выбор за вами. Фильмы о карате и кунг-фу остались в нашей памяти. Лично я уже давно не могу смотреть подобные картины, так как в происходящее на экране я уже давно не верю, а чего-то большего в них, увы, не увидеть.

Знаменитый бульвар Капуцинов в Париже, где были показаны первые фильмы, оказывается, называется «бульвар Капуцинок».

Николай Сокиркин

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: