
Увы. Как писал Станислав Лем в рассказе «Куно Млатье. Одиссей из Итаки», «это пути, оставшиеся в стороне, ныне совершенно мёртвые и заросшие, невостребованные выигрыши в лотерее редчайших удач, неистраченные сокровища, в конце концов обратившиеся в прах, в ничто, в пустоту упущенных шансов…» Шансы на иные Средиземья упущены, может быть, окончательно. Не последнюю роль тут сыграли Джексон и его команда, сделавшие всё, чтобы их версия толкиновского мира воспринималась как единственно верная. Процитируем апологетическую книгу Дж. У. Брауна «Властелин фильмов: неофициальный путеводитель по Средиземью на экране»: «В 1973 году, когда Толкин умер, его книги уже были популярны настолько, что привлекали внимание киноиндустрии. Конечно, Голливуд не понимал этих книг, но видел на них знак доллара…» Утверждение, мягко говоря, смелое, однако теперь говорить о том, кто что понимал, без толку: победителей не судят, проигравших не прощают.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Тизер «Толкина»: Человек, который нашел Средиземье
Первая попытка. «А вот и пройду!» — хохотал Балрог
Впервые проект мультфильма по ВК замаячил на горизонте в 1957 году, когда о трилогии не слышал никто, кроме избранных ценителей высокого фэнтези. С предложением экранизировать трилогию к Толкину подступился знаменитый фэн, коллекционер НФ-книг, писатель, актёр, продюсер и просто увлекающаяся натура Форрест Дж. Акерман.
Тем не менее Профессор счёл, что раскрутка ВК не помешает, и согласился обсудить проект. Акерман представил Толкину сначала художественную концепцию, а потом и сценарий. Итоговый продукт должен был совмещать рисованную и кукольную анимацию с игровым кино (что для 1957 года было смело) и идти три часа с двумя перерывами. Толкину пообещали, что в фильме не будет никакой диснеевщины (её Профессор отчаянно не любил).Казино Рояль - Для съёмок сцены аварии были разбиты три Aston Martin DBS стоимостью 300 тысяч долларов каждая.

Короткометражка Дича: Аркенстон в сердце Шлака
В 1964 году продюсер Уильям Л. Снайдер, купивший права на экранизацию и «Хоббита», и ВК, заказал полнометражный мультфильм по мотивам «Хоббита» Джину Дичу. Американец Дич, снявший среди прочего несколько фильмов про Тома и Джерри, жил и работал на территории идеологического противника США — в Праге. Там и был написан первый большой сценарий кино-«Хоббита». За считанные месяцы до того ВК наконец начал обретать заслуженную популярность. Толкин разрешал издавать трилогию лишь в твёрдых обложках, что ограничивало читательскую аудиторию, и, когда издательство Ace Books выпустило контрафактный тираж пэйпербэков, разразился скандал. Однако именно книги в мягких переплётах стали расходиться огромными тиражами. Мир заговорил о Средиземье. Билл Снайдер почуял наживу.Джин Дич обращался с «Хоббитом» очень вольно: он сочинил новые песни, поменял героям имена. Более того, ввёл нового персонажа — принцессу, которая идёт вместе с гномами и хоббитом к горе и в финале выходит замуж за Бильбо. Написание сценария заняло год. За это время Дич успел прочесть ВК и осознал, что «Хоббит» — часть куда более масштабной истории. И вставил в сценарий элементы из трилогии в надежде, что однажды снимет и сиквел. Кроме того, Дич хотел быть новатором: он намеревался скомбинировать двухмерную анимацию с 3D-фонами.

Дело было опять же в деньгах. По Толкину уже сходил с ума весь Запад, а значит, алчный продюсер мог выгодно продать права и получить барыш и без того, чтобы пробивать финансирование мультфильма Дича и ждать полтора года, пока этот мультфильм будет снят. Планы Билла Снайдера портило только то, что срок контракта истекал 30 июня 1966 года — при условии, если продюсер не обеспечит съёмки «цветной экранизации «Хоббита». Билл Снайдер живо смекнул, что юристы Толкина сглупили: в документе не уточнялось даже, что фильм должен быть полнометражным. А значит, двенадцатиминутной экранизации вполне хватило бы. Джин Дич, в то время бывший у Снайдера «почти что в рабстве», взялся за дело. И за месяц успел снять первого в мире «Хоббита». За дизайн героев отвечал знаменитый чешский художник Адольф Борн. Кадры рисовались буквально под камерой, саундтреком к фильму стала нарезка из мелодий для кино, написанных композитором Вацлавом Лидлом.Молодой Ред на фотографии в личном деле в фильме «Побег из Шоушенка»- это сын Моргана Фримена, Альфонсо.


Позднее, в 1970-е, первый полнометражный мультфильм по «Хоббиту» разочаровал Дича настолько, что он решился подпольно снимать собственный проект и даже привлёк к этой работе великого чешского аниматора Иржи Трнку. Но дальше скетчей дело не пошло.А вот и она — первая в мире экранизация ТолкинаЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Все экранизации Стругацких. Часть 1: классика
Неснятые фильмы: Книга утраченных хоббитов
В 1969 году права на книги Толкина приобрела студия United Artists. Вскоре был задуман самый фантастический и легендарный проект экранизации ВК — с участниками группы The Beatles в главных ролях и Стэнли Кубриком («Лолита», «2001: Космическая одиссея», «Сияние») в качестве режиссёра. В 2002 году сэр Пол Маккартни рассказал об этом на церемонии вручения «Оскара» Питеру Джексону. Маккартни должен был играть Фродо, Ринго Старр — Сэма, Джордж Харрисон — Гэндальфа, ну а Джон Леннон рвался изобразить на экране Голлума. Кубрик решил, что проект неподъёмен (можно вообразить, как долго режиссёр-перфекционист бился бы над тремя романами). А Толкину идея битловского «Властелина Колец» от режиссёра «Лолиты» претила настолько, что он попросту «убил» проект.Фанаты никогда не устанут воображать, как бы выглядел этот фильм
Позднее United Artists предложила снять один фильм на основе трилогии режиссёру Джону Бурмену, которого прославили драмы «Выстрел в упор», «Ад на Тихом океане» и «Избавление». Бурмен вступил в переписку с Толкином и в итоге породил семисотстраничный сценарий сурового фильма для взрослых. Фродо у Бурмена спал с Галадриэлью. Арагорн влюблялся в Эовин и исцелял её прямо на поле боя, причём «с сексуальными обертонами». Арвен отводилась роль ясновидящей юницы. Гэндальф избивал Гимли, дабы тот вспомнил древний гномий язык и пароль к вратам Мории. Главный назгул скакал на лошади, от которой отваливалась кровавая плоть… В финале Хранители отплывали на паруснике в Валинор, над кораблём возникала радуга, и Леголас восклицал: «Смотрите, всего семь цветов! Воистину, прежнего мира больше нет…» Проект заглох, потому что студии не дали под него денег.Очки какого бренда используются персонажами в фильме «Матрица»? По этому случаю даже был объявлен конкурс, где принимали участие самые известные фирмы, такие как Ray-Ban, Arnette и, никому неизвестный Blinde. Победу в тендере одержал лейбл Blinde, что привело основателя фирмы в настоящий шок. Он лично помогал подбирать актерам нужную модель, для чего специально полетел в Австралию.

«Хоббит» Рэнкина и Бэсса: Кольцо Восходящего солнца


Технически «Хоббит», как и «Возвращение короля», и «Последний единорог» тех же режиссёров — японская анимация, аниме. Может быть, поэтому Голлум в этом фильме — вылитый каппа, японский водяной. Оригинальны и зеленокожие лесные эльфы, почему-то говорящие с немецким акцентом.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Питер Джексон: что он снимал до «Властелина колец»

Толкин и Эйнштейн

Сильвестр Сталонне был настолько беден, что ему пришлось продать любимую собачку за 40 долларов. До того, как стать известным голливудским актером, у Сталлоне едва хватало денег на еду. Поэтому он продал свою собаку Буткуса за 40 долларов. Но позже, он выкупил ее обратно, однако для этого ему пришлось заплатить 15 000 долларов.
Фильм Бакши. Лестница в Мордор



Насколько хороши рисованные части «Властелина колец»…
Бакши возлагал большие надежды на ротоскопирование: он снимал актёров на чёрно-белую плёнку, раскрашивал их и совмещал с рисованными героями. В числе прочего режиссёр тайком запечатлел артистов в костюмах орков, направлявшихся к столу с едой во время обеденного перерыва, и потом использовал эти кадры в фильме. В итоге Бакши пришлось за два года снять две ленты, игровую и рисованную, что страшно измотало съёмочную группу.
Между тем два стиля не слишком сочетались друг с другом: полностью рисованные хоббиты кажутся куда живее актёров, играющих людей (россиянам этот ВК вполне может напомнить крашеные «Семнадцать мгновений весны»). Когда Ральф Бакши осознал, что совершил ошибку, было уже поздно. К тому же режиссёр ненавидел бравурный, клишированный саундтрек Леонарда Розенмана. Сам Бакши хотел вставить в фильм музыку Led Zeppelin, но Заенц ему это запретил.
…и насколько ужасна обрисованная массовка, особенно орки
В основном фильм следует сюжету ВК, минуя рифы, которые двадцать лет спустя будет обходить и Питер Джексон. Так, хоббиты из родных мест попадают сразу в Бри, не встречаясь с Томом Бомбадилом. Из проколов Бакши можно отметить Сарумана Белого, щеголяющего в красном, и то, что Хельмовой Падью названа крепость Хорнбург. Но это мелочи; всё важное тут сохранено, в том числе и слова Гэндальфа о жалости, удержавшей Бильбо от убийства Голлума. Фильм заканчивается на битве при Хорнбурге, во время которой Фродо и Сэм бредут к Ородруину.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Посмотрев на реакцию публики и критиков, Заенц решил не связываться с сиквелом. Бакши был безутешен. Впрочем, одно хорошее дело его экранизация всё-таки сделала: в 1978 году в веллингтонском кинотеатре Old Plaza Cinema её посмотрел некто Питер Джексон, новозеландский юноша семнадцати лет. Вдохновившись фильмом, Джексон купил книжку, на обложке которой был кадр из ВК. И всё заверте… «Хорошо, что Джексону удалось снять кино, которое стоит смотреть, — скажет Ральф Бакши четверть века спустя. — Мне вот не удалось».Крик - Прообразом маски из фильма «Крик» стала знаменитая картина Эдварда Мунка с тем же названием.


«Возвращение короля» Рэнкина и Бэсса: Баллада о Девятипалом
Хотя Бакши так никогда и не снял вторую часть своего ВК, его фильм всё же получил своеобразное продолжение. Речь о «Возвращении короля» (1980), снятом для телевидения мультфильме Рэнкина, Бэсса и той же японской команды аниматоров. С одной стороны, «Возвращение» повествует о событиях, в основном описанных в третьем романе цикла: Сэм и Фродо идут по Мордору, а Гэндальф организует оборону Минас-Тирита. С другой, дизайн персонажей и вообще анимация «Возвращения» были плоть от плоти «Хоббита» 1977 года и ни капельки не напоминали фильм Бакши.

Тут хоббитский здравый смысл возвращает Сэма к реальности, и он идёт спасать друга. Мы переносимся на Пеленнорские Поля, где защитники Минас-Тирита бьются с назгулами на летающих лошадях, видим, как Эовин убивает Короля-чародея Ангмара, следуем за Гэндальфом и Арагорном к вратам Мордора… Время от времени нам показывают будущее, в котором Фродо, Бильбо, Гэндальф и Элронд плывут на корабле в Валинор. Других Эльфов, кроме Элронда, а также гномов и Сарумана тут нет. Попадаются и ошмётки проигнорированных сюжетных линий ВК: Фродо показывает Сэму фиал Галадриэли, но что это такое — не объясняет, ограничившись репликой: «А больше я ничего сказать не могу».ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Народный хоббит Советского Союза

Советский Бильбо
СССР может похвастать двумя толкиновскими экранизациями. Первая — телеспектакль (в орфографии оригинала) «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы, туда и обратно» режиссёра Владимира Латышева с участием актёров из ленинградских театров. В версии «Хоббита», длящейся чуть больше часа, нет ни троллей, ни эльфов, так что герои из Шира сразу попадают в плен к гоблинам, которые тут — в основном артисты балета, танцующие что-то свирепое. Сюжет изменён и по мелочам: так, о дырке в панцире Смога Бэрду сообщает не дрозд, а сам Бильбо.Власть страха - Анжелина Джоли призналась, что в нескольких сценах этого фильма снялась обнажённой, однако режиссёр вырезал все эти сцены, посчитав, что они будут отвлекать зрителя от сюжета.

В советской версии «Хоббита» героев играли выдающиеся ленинградские актёры
Хоббита играет мастер эпизода Михаил Данилов, Торина — Анатолий Равикович (помните Хоботова из «Покровских ворот»?), Голлума — Игорь Дмитриев (Розенкранц из советского «Гамлета»), в роли Автора — Зиновий Гердт (Паниковский в «Золотом телёнке»). При всей дешевизне и условности постановки актёры, почти не отступая от толкиновского текста, украшали её чем могли. Вот диалог Голлума и Бильбо: «Если моя прелесть загадает загадку, а он не отгадает, моя прелесть его съест…» — «Ну, это понятно…» — «А если он загадает загадку, а моя прелесть не отгадает…» — «Ну нет! — в ужасе перебивает Бильбо. — Я есть не буду!..» Телеспектакль был снят в 1984 году и выходил в эфир в рамках передачи «Сказка за сказкой».Замечательная версия песни «За синие горы, за белый туман» из советского «Хоббита»
Второй и последней попыткой российского кино снять что-нибудь по Толкину стал многообещающий, но несбывшийся проект «Сокровища под горой» киностудии «Аргус» (1991, режиссёр Роман Митрофанов) по тому же «Хоббиту». От мультфильма, совмещавшего рисованную и кукольную анимацию, осталось шесть минут вступления. Закадровый Гэндальф голосом Николая Караченцова повествует о времени, когда король гномов Трейн Старший нашёл гору, позднее захваченную Смогом. Волшебник говорит отряду Торина, что, пока гномов тринадцать, поход не состоится, и велит искать дом с тайным знаком на двери. Под покровом темноты гномы идут искать хоббита… и «Сокровища под горой» обрываются на самом интересном месте.«Сокровища под горой»: всё, что сохранилосьНеобычные экранизации: Клонкку, Босаргун и другие

В особую категорию экранизаций ВК можно выделить два телесериала, в которых сильна, скажем так, этническая составляющая.
Полным антиподом ярких детских мультиков Рэнкина и Бэсса стали девятисерийные финские «Хоббиты» (1993). Режиссёр Тимо Торикка был весьма стеснён в средствах, но хотел при этом экранизировать и «Хоббита», и всю трилогию в придачу. Итог — угрюмый, практически чёрнобелый фильм, в котором даже Шир — это мрачное задымлённое место. Кривозубые грязные хоббиты похожи на пожилых гопников или на финскую сельскую пьянь, но никак не на ценящих уют мохноногих коротышек. Настроение сериала — поминальное и сумрачное, под стать финскому климату. Старый Сэм рассказывает маленьким хоббитам историю Кольца, начиная с битвы эльфов с Сауроном, Исилдура, Смеагола и Деагола, переходит к Бильбо и Фродо…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Первые фото Николаса Холта в образе Джона Р. Р. Толкина


От текста Толкина в «Кольцах всевластия», по большому счёту, осталась лишь реплика Агуила: «Карбису сейчас не хватает только этого кольца, чтобы всех злом повязать и чёрной волей сковать…» Всё перечисленное не мешает условным украинским хоббитам время от времени осенять себя крестным знамением.Сорокалетний девственник - Съёмки сцены с депиляцией груди Энди проходили в один дубль и с участием пяти камер. Для того чтобы всё вышло убедительно, волосы с груди актёра Стива Каррела удаляли по-настоящему.

«Дядечка-гном»
Фанатские фильмы: Суета вокруг Арды
Есть ещё любительские экранизации толкиновских текстов — всевозможные апокрифы, пародии и откровенная самодеятельность. Из апокрифов выделяются два британских приквела к ВК, оба 2009 года: короткий метр «Охота на Голлума» Криса Бучарда и полнометражное «Рождение надежды» Кейт Мэдисон. В «Охоте» Арагорн по поручению Гэндальфа идёт по следу Голлума, который покинул свою пещеру, чтобы отыскать Кольцо. В ходе сорокаминутного квеста наследник Исилдура ловит Голлума, сажает его в мешок, бьётся с орками и назгулом и в итоге спасается благодаря лесным эльфам и Арвен, которая держит с ним нечто вроде телепатической связи (ну или осанвэ). Короткометражка выдержана в джексоновской эстетике, даже играющий Арагорна актёр Эдриан Вебстер по внешности — что-то среднее между Вигго Мортенсеном и Элайджей Вудом.Любительская «Охота на Голлума» отличается красивыми актёрами и завидными спецэффектами Сюжет «Рождения надежды» вертится вокруг родителей Арагорна — дунадана Араторна II и его возлюбленной по имени Гилраэнь. Орки по приказу Саурона ищут Кольцо Барахира и уничтожают дунаданов. В финале Араторн погибает, а Гилраэнь и совсем юный Арагорн уходят с Элладаном и Элрохиром (старшими братьями Арвен) в Ривенделл.

Хоббиты, назгулы и Арвен из пародийной «Суеты вокруг Колец» Продукция «Золотой Арды» подобной изобретательностью похвастать не может — фильм задумывался серьёзным, но, как и лента Ральфа Бакши, местами непроизвольно скатывается в пародию.

Голлум из любительской версии ВК студии «Золотая Арда»: страшнее зверя нет! Напоследок нельзя не упомянуть об ещё одном Средиземье, которое мы потеряли, — стимпанковском. По свидетельству людей, причастных к съёмках «Хоббита» Питера Джексона, в эскизах Гильермо дель Торо, который одно время был режиссёром проекта, появляется мотив часового механизма. Путешествуя вместе с гномами, Бильбо должен был узреть следы некогда великой механической цивилизации; у Торина имелся шлем со складными рогами; тролли были закованы в броню и, как броненосцы, сворачивались в шары.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Любовь, дружба и война. Второй трейлер байопика «Толкин»
В новой трилогии Джексона мы ничего похожего, конечно, не увидели. Ещё один путь, оставшийся в стороне, сокровища, в конце концов обратившиеся в прах, в ничто, в пустоту упущенных шансов…
Экранизации книг Джона Р. Р. Толкина о Средиземье до Питера Джексона
- Хоббит (The Hobbit), 1966, США
- Хоббит (The Hobbit), 1977, США
- Властелин Колец (The Lord of the Rings), 1978, США
- Возвращение короля (The Return of the King), 1980, США
- Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса…, 1984, СССР
- Сокровища под горой, 1991, СССР (не закончен)
- Хоббиты (Hobitit), 1993, Финляндия
- Кольца всевластия, 1998, Россия-Украина