Лучшие фильмы 2019 года

Привет, друзья!

Минувший год выдался для меня тяжелым и напряженным, что незамедлительно сказалось на продуктивности блога -- новые обзоры появлялись нерегулярно, да и фильмов я посмотрел меньше обычного. Но это не повод для уныния. Хорошие картины по-прежнему выходят, я их смотрю, и вот пришло время подводить итоги.

Девятая ежегодная церемония вручения наград от блога «Кинотом» объявляется открытой. Это был год две тысячи девятнадцатый, и второго такого не будет.

Приступаем.

Лучший хоррор

Солнцестояние

Признаться, мне очень не хотелось второй год подряд награждать в этой номинации Ари Астера – потому что его «Солнцестояние» меня вообще не напугало. Поймите меня правильно – это великолепное кино и мрачнейшая драма, но она совсем не страшная.

А настоящий хоррор, он… он должен пугать. Обязан. И в этом мне виделась проблема.

Но вот уже новый год на носу, а конкуренты так и не явились. Не было в этом году фильма, который мог бы хоть что-то противопоставить крутейшему творению Астера. Ни в плане хоррор-эстетики, ни в изобретательности, ни в атмосферности -- ни в чем.
Поэтому я лучше признаю победителем антуражный хоррор Ари Астера, чем буду «подтягивать» в эту номинацию заведомо более слабые картины. В конце концов – кино-то великолепное, и по форме это ужасы. Все формальности соблюдены. Короче, шкуру медведя и свою персональную королеву мая получает Ари Астер за «Солнцестояние» — лучший хоррор 2019 года.

Лучший боевик

Алита: Боевой ангел

«Джон Уик» приучил нас к тому, что когда выходит очередная часть этого киносериала, то именно она получает награду за боёвку. Но в этом году у Джона вышла осечка, и чествовать я хочу совсем иное кино.

А именно – «Алиту».

Разработкой робота Евы из мультфильма «ВАЛЛ-И» занимался Джонатан Айв, дизайнер, подаривший миру iPod, iMac, iPhone.

Вместо резких и круто сваренных экшенов последних лет Роберт Родригес снял столь плавный и грациозный боевик, что на это любо-дорого посмотреть. Схватки мультяшной Алиты с киборгами-убийцами выглядят в фильме просто волшебно. Круто и волшебно. Как верно заметил какой-то комментатор на ютубе – «В спальне Джона Уика наверняка висит постер Алиты». Подпишусь под этим заявлением. Меч и титул чемпиона по моторболлу получает Роберт Родригес за фильм «Алита: Боевой ангел» -- лучший боевик 2019.

Лучший триллер

Соловей

В этой номинации тоже столпотворения номинантов не наблюдалось. И борьба в моей голове шла между вусмерть отмороженным «Соловьём» и откровенно юморным «Я иду искать». Но победа всё-таки отходит «птичке». Как ни крути, но кровавый фарш до потолка и веселящая до икоты охота карикатурных сатанистов за своенравной невестой – кино неимоверно легковесное. Не того я жду и не того я ищу в современном триллере. А вот «Соловей»… это то, что нужно. Как говорил Уэс Крейвен: «Триллер -- это саспенс. Это ужас. Это страх. Плюс сложные эмоции, которые испытывают люди». Будто про «Соловья» сказано! Уж покойный Уэс Крейвен кое-что в этом понимал. Лошадку, мушкет и черного проводника по тасманийскому бушу получает Дженнифер Кент за фильм «Соловей» -- лучший триллер 2019 года.

Лучшая фантастика

Перспектива

Я посмотрел «Перспективу» еще в марте, но уже тогда знал, какой фильм победит в «фантастической» номинации. Конкурентов у Prospect просто нет, не было и скорее всего еще долго не будет. Не фильм, а мой личный сорт героина, «моя прелесть» и любовь с первого взгляда. И при этом – отличная фантастика и жутко оригинальный космический вестерн про золотую лихорадку.

Актёры, музыка, антураж, атмосфера – всё первоклассное. Безупречный инди-шедевр.

Плитку шоколада и путевку на орбиту зелёной луны получают Зик Эрл и Кристофер Колдуэлл за «Перспективу» -- лучшую фантастику 2019 года.

Лучшая драма

Зелёная книга

В жизни не мог я вообразить, что однажды буду награждать такого режиссера, как Питер Фаррелли, да к тому же в этой номинации. Фаррелли и лучшая драма… Сие звучит оксюмороном, но в лесу явно что-то сдохло, и «Зелёная книга» становится лучшей драмой этого сезона. Не «Брачная история», не «Форд против Феррари», не «Ирландец» и не прочие «Паразиты».
«Зелёная книга» была лучшей. Такое моё мнение. Дорожный путеводитель негритянского автомобилиста и ведёрко жареных куриных крылышек получает Питер Фаррелли за «Зелёную книгу» - лучшую драму 2019 года.

Лучший артхаус

Морская звезда (Starfish)

Из всех «жанровых» номинаций, артхаус – моя любимая. И пускай «артхаус» – это вообще ни одним местом не жанр, однако в данную номинацию очень удобно складировать всякие нестандартные картины, которые не вписываются в привычную жанровую палитру. Слишком личные и слишком авторские. Вещички с левой резьбой, загадочные и непонятные, но всё-таки достойные внимания и любви.

Во время огромной популярности Чарли Чаплина по всей Америке устраивались «Чаплиниады» — конкурсы на лучшее подражание актёру. Сам Чаплин участвовал в одном из таких конкурсов в Сан-Франциско инкогнито, но не сумел победить.

Именно такова «Морская звезда» -- самый тихий и самый мягкий фильм этого года, а также картина, которую я пересмотрел два раза подряд. Частично -- чтобы разобраться в сюжете, и частично - чтобы получить удовольствие от её плавной и спокойной режиссуры. Каждый раз – море удовольствия.

Рацию, кассетный плеер и прогулку по опустевшему городу получает Эл Уайт за «Морскую звезду» -- лучшую артхаусную ленту 2019 года. Рейтинг 4,8 на кинопоиске не даст соврать.

Лучший блокбастер

«Джокер» (Joker)

Меня часто критикуют за победителей в этой номинации. Дескать, что же ты за блокбастеры выбираешь, которые так мало собирают? Блокбастеры это комиксы, деньги и успех -- заруби себе на носу.

Нет проблем, зарубил. И лучшим блокбастером этого года я выбираю «Джокера». Здесь вам и комиксы, и деньги, и успех – прям идеальное попадание в яблочко. И я, кстати не шучу. Не утверждаю, будто все блокбастеры должны быть именно такими, но… но «Джокер» с успехом доказал, что они МОГУТ быть такими. Пленяющими не экшеном и спецэффектами, а глубокой личной историей и взрослым подходом к делу. Револьвер в бумажном пакете и приглашение на ток-шоу получает Тодд Филлипс за «Джокера» -- лучший блокбастер 2019 года.

Разочарование года

Мертвые не умирают (The Dead Don't Die)

Тут даже и говорить ничего не нужно. Разочарований в этом году хватало, но худший сюрприз из всех приготовил Джим Джармуш. Сколько было ожиданий… и все они отправились в помойку. «Мёртвые не умирают» -- это сам по себе плохой фильм. Прям сферическое хреновое кино в вакууме. И ещё мучительнее становится от осознания, что его снял один из лучших режиссёров современности.

Ну как так-то? Ну зачем? Почему?

Ответов нет. И остается лишь развести руками и произнести сакраментальную фразу: Джим, это же дерьмо!

Мертвую Селену Гомес и путеводитель по штампам зомби-хорроров получает Джим Джармуш за «Мертвые не умирают» - самое неприятное разочарование 2019 года.

Самый красивый

Солнцестояние (Midsommar)

Расписывая «Солнцестояние» в номинации лучший хоррор, я совершенно забыл упомянуть о красоте этого фильма. А ведь он действительно прекрасен.

Ари Астер тонко чувствует выбранную эстетику и снимает всё настолько живописно, что ещё больше размывает понятие «ужасного» в своём фильме. Залитые солнцем скандинавские луга, красивые леса, деревянные домики и прелестные шведки в белых одёжках – разве может здесь случиться что-то плохое?

Выглядит кино просто замечательно. А каждый кадр его – картина.

Камень с рунами и цветочный венок получает Ари Астер за «Солнцестояние» -- самый красивый фильм 2019 года.

Лучший саундтрек

Когда в обзоре на «Однажды… в Голливуде» я говорил, что здесь звучит самая лучшая музыка в истории человечества – я нифига не шутил. У Тарантино великолепный вкус на такие вещи, он всегда идеально подбирает саундтреки, и нет никакого другого фильма, который мог бы победить в этой номинации.

Самый дорогой фильм в истории кино. Этим фильмом стал «Пираты Карибского моря: На краю Света». Бюджет этого кино составил 300 миллионов долларов, что и привело его на первое место. Часто бюджеты фильмов держат в секрете до самого последнего момента, пока не будет видна успешность фильма. Третья часть пиратов со своих потраченных 300 миллионов собрала 1 миллиард долларов, тем самым, утроив свой бюджет.

Картина сама по себе великолепная, а уж музыка превращает её просмотр в чистое наслаждение. Шестидесятые, что тут скажешь… Я был в полнейшем восторге от здешней музыки. Пребываю в нём и сейчас.

Лучшая экшен-сцена

В принципе, любая сцена «Алиты» могла бы стать лучшей, но мне больше всего понравился эпизод с моторболлом и последовавшей за ним погоней по городским улицам.

Ютубовское сжатие отнимает у сцены половину её красоты и драйва, но всё равно -- огонь!

Лучший сюжет

«Джокер» (Joker)

Вообще-то эту номинацию давно стоило переименовать в «Лучшую историю» -- потому что я почти всегда награждаю именно её. Историю. И в этом году таких хватало – приключения космических старателей в «Перспективе», великолепный глумёж над старыми британскими детективами в «Достать ножи» или теплая романтика фильма «Дождливый день в Нью-Йорке».

Однако наградить я хочу… «Джокера». И не за историю – именно за сюжет. За его злободневность. За профессиональное мастерство рассказчика, если хотите. Именно здесь я увидел самую контрастную дугу характера, и самое убедительное и исчерпывающее раскрытие персонажа на экране. Тодд Филлипс буквально вывернул Джокера наизнанку и расписал его историю как по нотам. И это очень сильная работа. Я настаиваю.

Воображаемую подругу и клоунскую маску получает Тодд Филлипс за «Джокера» -- фильм с самым лучшим сюжетом этого года.

Лучший мужской персонаж

«Джокер» (Joker)

К лучшему сюжету – лучшие герои. Я просто не могу проигнорировать работу Хоакина Феникса. Его изумительное исполнение роли отмечают даже ненавистники самого фильма, а признание хейтеров дорогого стоит.

Не знаю, что тут еще можно добавить. Лучший актёр. Лучшая роль. Лучший персонаж. Наградить кого-то другого было бы преступлением.

Мой персональный респект получает Хоакин Феникс за роль Джокера Артура Флека – лучшего мужского персонажа 2019 года.

Лучший женский персонаж

Флоренс Пью

И вновь возвращаемся к «Солнцестоянию», только на этот раз игнорируем Ари Астера, и обратим внимание на главную звезду картины – актрису Флоренс Пью в роли травмированной студентки Дэни. Я абсолютно убеждён, что без своей ведущей актрисы Астер не добился бы и половины того успеха, что снискало «Солнцестояние».
Лично для меня Флоренс Пью – это открытие этого года. Просто посмотрите как она играет! Это же… чудесно. Для фильмов ужасов это совершенно иной класс актёрской игры, просто новый уровень. Стакан лимонада с галлюциногенами получает Флоренс Пью за роль Дэни Арбор – лучшего женского персонажа 2019 года.

Лучший злодей

Сэм Клафлин в фильме "Соловей"

В этом году мы видели немало отличных злодеев. Некоторых из них нельзя называть, ибо спойлеры. Некоторые были растворены в атмосфере фильма – вроде города Готэма, который и был главным злодеем «Джокера».

Зрители фильма «Красный воробей» устроили в твиттере серьезную дискуссию о том, можно ли оформить кредит на главную героиню. Дело в том, что американские производители кино шагнули далеко вперед в производстве реквизита. И если в фильме про Джейсона Борна вместо фамилии и имени мы видим просто набор русских букв, то в «Красном воробье» паспорт вполне себе реалистичный. Только кредит на него все равно не дадут: в номере на одну цифру больше и другие данные не соответствуют действительности.

Но если взять негодяя из плоти и крови, то не было в этом году более чудовищного морального урода, чем лейтенат Хокинс из «Соловья». Красавчик Сэм Клафлин выдал просто идеального психопата. Не манерного и голливудского, а именно настоящего. Который вроде и выглядит как человек, а поступки совершает нечеловеческие. Очень неприятный тип, но очень приятная роль. Подарочное копьё в живот получает Сэм Клафлин за роль лейтенанта Хокинса – лучшего злодея 2019 года.

Специальное упоминание

В этой категории я хочу вспомнить пару замечательных фильмов, которых награды обошли стороной -- по чистому недоразумению, ясное дело.

Однажды… в Голливуде

Однажды в… Голливуде (Once Upon a Time... in Hollywood)

Говорите что хотите, но Тарантино снял один из лучших фильмов за свою карьеру. Да, кино получилось не без недостатков, а кроме того оно очень своеобразно скомпоновано и относится к совсем уж непонятному жанру (альтернативная история, может быть?), однако это всё равно превосходная картина, одна из моих самых любимых в уходящем году. Фильм настолько приятный и настолько зрительский, что его хочется пересматривать вновь и вновь. «Однажды… в Голливуде» -- чистейшее киноманское наслаждение. Художественный эквивалент десерта, причем безумно вкусного. Спасибо, Квентин!

Дождливый день в Нью-Йорке

Дождливый день в Нью-Йорке

Вуди Аллен относится к той редкой категории режиссёров, чье творчество одновременно приводит меня в восторг и угнетает. Приводит в восторг – потому что оно реально классное. А угнетает… да по той же самой причине!

Аллен настолько непринужденно рассказывает истории и настолько изящно раскрывает своих героев (буквально через пару фраз в диалоге!), что меня берёт зависть. Я не уверен, что такого мастерства можно достичь тренировками – это природный дар.

Как бы там ни было, «Дождливый день в Нью-Йорке» -- отличное кино, отличная драма и один из лучших фильмов года. Красота и милота!

Привет из прошлого

В этой номинации я вспоминаю шикарные старые фильмы, которые я посмотрел только сейчас.

Водитель (The Driver)

Водитель

Этот приметный нео-нуар из далёкого 1978 года нужно обязательно глянуть всякому прожженному киноману -- для расширения культурного кругозора. Не потому, что фильм такой прям замечательный (хотя он замечательный), а просто потому, что это классика, заметно повлиявшая на современное кино.

Именно из «Водителя» черпал вдохновение Рефн для своего «Драйва». Именно «Водитель» -- прообраз райтовского «Малыша на драйве». Кино настолько яркое и эффектное, что до сих пор выглядит вполне современным. Советую обратить на него самое пристальное внимание.

Лучший фильм

Перспектива

Думаю, для постоянных читателей мой личный фаворит не станет громом среди ясного неба – я уже не один раз пел оды «Перспективе», и для меня это по-прежнему лучший фильм года. Да-да, я знаю – за отчетный период вышло много крутых картин от всемирно признанных режиссёров, а я отдаю пальму первенства малобюджетной фантастике, снятой в лесу двумя студентами-дебютантами… Простите, но ничего не могу с собой поделать. Prospect -- очаровательное кино. Я посмотрел его уже четыре раза, и буду смотреть ещё.

Исполнитель роли Джона Сноу актер Кит Харингтон однажды признался в интервью, что смывной туалет изобрел его прапрадед.

Если вы не прониклись духом этой картины, то я бессилен объяснить, чем же она так хороша. Она просто… просто моя. Я балдею всякий раз, как её смотрю. Балдею от музыки. От диалогов. От спокойных сцен, когда герои просто ходят по чужой планете и общаются. От улыбки Софи Тэтчер в финале, когда она смотрит на приближающиеся огни космической станции…

«Перспектива» -- это идеальное попадание в мои вкусы и мои предпочтения. Не могу представить иного фильма на этом месте.

«Перспектива» – мой лучший фильм года. Без вариантов.

***

Вот и всё. Спасибо за внимание.

С праздниками, друзья! И удачи нам всем в новом году.

С уважением,

Мейн Хаус

Система оценивания

Лучшие фильмы 2013 года

Топ-5 лучших антивоенных фильмов

Лучшие фильмы 2016: итоги года по версии блога Кинотом