Лучшие фильмы 2020 года

По версии блога «Кинотом»

Вряд ли у меня найдутся нужные слова, чтобы сочинить эпитафию уходящему году. Тут больше подойдет минута молчания. Большой кинематограф умер окончательно, все ушли на Нетфликс и выключили свет. И это будет хорошо заметно по списку награждаемых фильмов.

Ну и конечно же в отчетном году отличился ваш покорный слуга, который последние полгода вообще забил на всё и вся. И мне нечего сказать в своё оправдание -- каюсь, грешен. Исправиться не обещаю. Ну а кому сейчас легко?

Впрочем, к черту этот минор. На носу новый год, и я вовсе не хочу превращать мой первый пост за полгода в жалобную книгу. Сегодня мы чествуем лучших.

Десятая, юбилейная церемония присуждения наград от «Кинотома» объявляется открытой. Это был год две тысячи двадцатый, и второго такого не будет.

Лучший хоррор

Гретель и Гензель (Gretel & Hansel)

Уже второй год подряд мне приходится награждать откровенно нестрашные ужастики, но с этим нужно смириться -- таково лицо современного хоррора.

Жанр ужасов долго блуждал извилистыми лесными тропами, чтобы прийти от низкопробного развлечения для подростков к настоящему искусству, и эту тенденцию лично я очень приветствую.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Лучшие фильмы 2019 года

И уж конечно я обожаю режиссуру Оза Перкинса -- этот парень как никто чувствует темную природу хоррора и умеет показать её на экране. Показать первобытную тьму во всей её красоте. Без дешевых приемов и избитых клише. Зато с потрясающей визуальной изощренностью и тягучей энергетикой. Сильная работа. Как и всегда. Прядь волос и рыжую ведьмочку получает Оз Перкинс за фильм «Гретель и Гензель» -- лучший хоррор 2020 года.

Лучший боевик

Extraction

Эпидемический крах киноиндустрии ударил по экшену и блокбастерам в самую первую очередь. Никто не рискнул заявиться в кинотеатры, поэтому приходится выбирать из того, что есть.

Для съёмок сцены со стариком-афганцем в фильме «9 рота» понадобилась ослица. Съёмочная группа обратилась в Ялтинский зоопарк, объяснив, что нужно животное, которое не боится камеры и громких звуков. Работники зоопарка сразу посоветовали ослицу Люсю, которая почти 40 лет назад снималась в «Кавказской пленнице», возя на себе Шурика. Роль в «9 роте» она сыграла также отлично.

И (к моему великому сожалению) победителем становится фильм Extraction, чье русское название вы можете нагуглить самостоятельно.

Я по-прежнему считаю это кино аморальным и не особенно впечатляющим, но увы -- индустрия не оставляет мне никакого выбора. Потому что не было в этом году никакого другого боевика, который можно было бы поставить рядом. А за неимением хозяйки сгодится и кухарка.

Чемодан оружия и билет в Бангладеш получает Сэм Харгрейв за Extraction -- лучший боевик 2020 года.

Лучший триллер

Охота

В последние годы все хорошие триллеры неудержимо тяготеют к юмору. И если в прошлом году мне удалось отстоять мрачнейшего «Соловья» под натиском безумно веселой погремушки «Я иду искать», то в этом году я не могу сопротивляться хорошему черному юмору. И победителем становится «Охота» -- неполиткорректная до мозга костей и гомерически смешная лента. Однако если отбросить всю заложенную в фильм сатиру, «Охота» всё равно остается первоклассным триллером. Абсолютно непредсказуемым, закрученным и нервическим. Чего только стоит самое начало, где нам раз за разом подсовывают ложных протагонистов, после чего безжалостно с ними расправляются. Очень интересно, очень изобретательно и злободневно. Отличная работа. Бутылочку «Кристалл» и белого кролика получает Крейг Зобель за фильм «Охота» -- лучший триллер 202 года.

Лучшая фантастика

Платформа (El hoyo)

Конечно же это «Платформа» -- тут нет и не может быть никакой интриги. И пускай это строго социальная фантастика, однако ничего более крутого в жанре просто не было.

«Платформа» великолепна. Это один из немногих фильмов года, в котором прекрасно абсолютно всё -- смысл, визуал, реализация. Всё первоклассное. Испанцы просто молодцы, даже не знаю что ещё можно добавить. Это фантастика во всех смыслах слова.

Панна-котту и томик Сервантеса получает Гальдер Гастелу-Уррутия за «Платформу» -- лучший фантастический фильм 2020 года.

Лучшая драма

Последняя капля

Есть на свете режиссёры, которые всю жизнь будто бы снимают один и тот же фильм. И каким-то чудесным образом этот единственный фильм не надоедает зрителям. Именно такова София Коппола. И её новый фильм «Последняя капля».
Справедливости ради нужно сказать, что эта картина куда более дружелюбная к зрителям, чем любой другой фильм Копполы. Если отбросить фирменную меланхоличную атмосферу и узнаваемый стиль, то лента представляет собой чуть ли не классическую романтическую комедию.

Но это лишь на первый взгляд -- сердце у картины воистину драматическое. Пусть и без привычной горечи -- на самом деле фильм лёгкий, как пёрышко, и весьма духоподъемный. Изысканная вещица.

Бокал мартини и билет в Мексику получает София Коппола за фильм «Последняя капля» -- лучшую драму 2020 года.

Первоначальное название знаменитого ТВ-шоу «Друзья» — «Бессонное кафе».

Лучший артхаус

Глотай (Swallow)

По-настоящему удачные психологические картины встречаются крайне редко, и тем сильнее моя радость, когда удается отыскать одну из них. Причем их приходится именно искать -- о таких фильмах не кричат на каждом углу, и зачастую подлинные жемчужины остаются в ракушке и проходят мимо своего зрителя.

Именно такова картина «Глотай» -- с виду маленькая, тихая и скучная, но не было в уходящему году ничего столь же трогательного и душевного. Это очень -- очень -- интимная и драматичная история о травмированной душе. Работа горькая, но в высшей степени полезная -- как и всякое лекарство. Горсть земли и пластмассовый шарик получает дебютант Карло Мирабелла-Дэйвис за фильм «Глотай» -- лучший артхаусный фильм 2020 года.

Лучший блокбастер

Довод

Ну, в этой номинации выбирать просто не из чего. Из-за карантина Голливуд оказался в глубокой жо… в глубоком кризисе, и студии побоялись выпускать свои самые топовые проекты. Не испугался один лишь Крис Нолан, так что его «Довод» достоин стать блокбастером года только лишь за одну смелость. Однако не смелостью единой. «Довод» -- действительно хорошее кино. Я не могу назвать его великолепным или выдающимся (тем более для Нолана), но в сравнении с типичным одноклеточным блокбастером «Довод» -- это высшая лига. Фильм действительно крут. Он стремительный, насыщенный, классно снятый и он… изощренный. Я не могу назвать его особо умным, однако изощренности у него не отнять. Тот редкий блокбастер, который настойчиво попросит вас пошевелить мозгами во время просмотра. Просто чтобы понять, что происходит. Редкое свойство для чисто развлекательной картины. Достойно уважения. Инвертированную пулю и окровавленный золотой слиток получает Кристофер Нолан за «Довод» -- лучший блокбастер 2020 года.

Самое красивое кино

1917

В 2020 году хватало красивых картин -- даже ужасный «Вивариум» был визуально прекрасен. Однако был один фильм, с которым тяжело соперничать на поле чистой эстетики и технического превосходства. И название этому фильму -- «1917″. Да, мы уже видели фильмы, снятые одним кадром -- Эммануэль Любецки не зря получал оскар три года подряд. Тем не менее долгие пролёты камеры вновь и вновь оказывают неизгладимое впечатление даже на самых пристрастных киноманов. И я не исключение.

«1917″ -- безумно красивое военное полотно. Ну вот не было в этом году столь же изысканной услады для глаз. Это маленькое технологическое чудо, наблюдать которое -- чистое удовольствие.

Фляжку с молоком и военный жетон получает Сэм Мендес за «1917″ -- самый красивый фильм 2020 года.

Разочарование года

К слову о «Вивариуме»… Если какой-то фильм и разочаровал меня в этом году, то это он. Насколько интересными были его трейлеры и постеры, насколько привлекали актёры и визуальное решение, настолько же дерьмовым вышел сам фильм. Здесь правит бал глупый сюжет, построенный вокруг не самой умной идеи. Здесь безобразная работа с персонажами. Здесь царит ужасающее занудство. И если начало еще может как-то заинтересовать, то оставшийся час фильма -- это скука смертная и адское разочарование. Всё очень плохо.

В буклете к своему альбому "Utero" Курт Кобейн поблагодарил Квентина Тарантино. Ходят слухи, что Курт Кобейн обожал фильм Тарантино "Бешенные псы". Кроме того, Куртни Лав говорит, что Тарантино звал ее и Курта в фильм "Криминальное чтиво", однако сам режиссер этого не подтвердил. И все же, в конце ленты можно увидеть надпить "RIP Kurt Cobain" ("Покойся с миро Курт Кобейн").

Дом в пригороде и жуткого младенца получает Лоркан Финнеган за «Вивариум» -- главное разочарование 2020 года.

Лучший саундтрек

В этому году было два фильма с крутыми саундтреками -- это «Гретель и Гензель» и «Довод». Но как бы я ни любил ледяной электронный ретровейв от Rob, саунд в «Доводе» запомнился сильнее. Что довольно странно -- ведь на этот раз Нолан работал не с великим и ужасным Хансом Циммером, а с малоизвестным композитором Людвигом Йоранссоном. Тем не менее -- результат отличный, новичок не подвёл. Как бы вы ни относились к «Доводу», звук там мощнейший. Он великолепно подчеркивает происходящее, а это и есть главная задача любого саундтрека.

Лучший сюжет

Манк

Признаться, примерно первый час за просмотром «Манка» мне казалось, будто Финчер снял что-то не то… Было скучновато, не особо интересно, сумбурно. И даже местами нелепо.

Но потом фильм очень по-хитрому перекрутился, и его финал оставил меня в глубокой задумчивости. И эта задумчивость не уходила еще несколько дней. Принципиальность, жадность, идейность, совестливость, мстительность, этичность, кто прав, кто виноват… я постоянно обдумывал события фильма и поступки его героев, они меня не отпускали.

Это ли не самый лучший комплемент сценарию?

Ящик шотландского виски и личную стенографистку получает Джек Финчер за «Манк» - лучший сюжет 2020 года.

Лучшая экшен-сцена

Как ни надеялся я, что к концу года выйдет что-то получше, но увы -- начальная перестрелка из Extraction так и осталась лучшей экшен-сценой года. Как я уже говорил -- киноманы любят длинные кадры без видимых склеек.

Лучший мужской персонаж

Манк

Конечно же лучшим мужским персонажем года становится Герман Манкевич из фильма «Манк». Да и сложно было ожидать чего-то меньшего от героя, в честь которого фильм и назван.
Вообще, картина Финчера -- это блестящий образец исследования характера. Когда слой за слоем автор препарирует своего героя, добираясь до самого нутра. Чистит его душу, как лук. И если сперва Манкевич кажется лишь пустым голливудским алкашом и острословом, то в финале он предстает в совершенно ином свете…

Но не буду спойлерить. Фильм достоин того, чтобы познакомиться с ним самостоятельно.

Оскар (скорее всего) и заслуженную славу получает Гэри Олдман за Германа Манкевича -- лучшего мужского персонажа 2020 года.

Лучший женский персонаж

К слову об исследованиях характеров. Если с «Манком» тяжело тягаться на мужском поле, то в плане женской энергетики равных себе не знает фильм «Глотай». И его главная героиня -- Хантер Конрад -- была лучшей в этом году.

Побег из Шоушенка - Роль Томми Уильямса, которую в результате исполнил Джил Беллоуз, писалась специально для Бреда Питта.

При том, что «Глотай» -- очень камерный и «героецентричный» фильм, плохо прописанный персонаж был бы катастрофой. Которой, к счастью, не случилось. Хантер великолепна, а кульминация фильма просто взрывает мозг силой актерской игры. Лучи любви и избавление от невроза получает Хейли Бенетт за Хантер Конрад -- лучшего женского персонажа 2020 года.

Лучший злодей

Признаться, как только я начал раздумывать над «злодейской» номинацией, прагматичный выживальщик Тримагаси из «Платформы» был самым первым кандидатом. Этот зловещий дед просто шикарен -- прямо вот до мурашек. Но потом я понял, что есть в «Платформе» злодей куда более чудовищный -- коллективный, абстрактный и совершенно невменяемый. И имя ему -- общество потребления. Система. И жуткий Тримагаси в ней -- лишь крошечный винтик. Просто песчинка на пляже. Так что главным злодеем 2020 года лично для меня становится общество потребления -- точнее его гротескное отражение. Зверская тень, с блеском показанная в «Платформе».

Специальное упоминание

Ход королевы

И хотя в этом топе сериалам не место, мимо одного конкретного проекта я пройти не могу. Так что назовём «Ход королевы» почетным семичасовым фильмом и воздадим ему должное. Ибо ничего столь же крутого в этом году я не видел.

В этом сериале просто нет недостатков. А те микроскопические… несовершенства, которые только можно отыскать -- не более, чем милые особенности картины. Которые лишь добавляют ей шарма. Как трещинки старой краски на великолепном шедевре.

И в этом весь «Ход королевы» -- великолепный шедевр, дарящий подлинную киноманскую радость. Прошу -- не пропустите его.

Лучший фильм

Манк

А если возвращаться к фильмам, то я долго метался между «Платформой», «Глотай» и «Манком». Все три фильма мне безумно понравились, поэтому выбирать пришлось не сердцем, а холодной головой. И голова выбирает «Манк».

Почему?

Потому что… это кино способно что-то сдвинуть в тебе. Зацепить. Перекроить.

Это далеко не идеальный фильм, он вообще довольно сложен для восприятия. Не каждый зритель выдержит длиннющее вступление, старомодную актерскую игру и нарочитую ретро-стилизацию. Кино очень специфичное. Но это Кино. С большой буквы.

Вряд ли «Манк» станет таким же культовым, как другие фильмы Финчера. Вряд ли завоюет огромное признание и армию поклонников. Но какая разница? Это настоящее искусство. Арт. И это лучший фильм года.

***

Вот и всё, друзья. Спасибо за внимание. С праздником вас! И удачи всем в новом году.

Простите, что я так надолго пропал. И спасибо, что до сих пор периодически заходите на огонёк. Не знаю, как оно будет в новом году, но хочется верить в лучшее.

С уважением, Мейн Хаус

Самые ожидаемые фильмы 2012 года

Переоцененное кино, или фильмы, которые тебе нравятся, а мне - нет

Сильвестр Сталонне был настолько беден, что ему пришлось продать любимую собачку за 40 долларов. До того, как стать известным голливудским актером, у Сталлоне едва хватало денег на еду. Поэтому он продал свою собаку Буткуса за 40 долларов. Но позже, он выкупил ее обратно, однако для этого ему пришлось заплатить 15 000 долларов.

Лучшие фильмы с драками: топ-10

Лучшие фильмы 2015 года