«Лучший саундтрек»: Оскаровский баттл композиторов

Продолжаем рассказывать про неосновные, но оттого не менее интересные и интригующие номинации на премию Американской киноакадемии. Лучший оригинальный саундтрек к фильму — в чем главная коллизия, интрига и абсурд соревнования за музыкальный «Оскар»?

Чем номинации этого года отличаются от предыдущих?

Конечно, модным «дайверсити». Еще несколько лет назад «Оскар» за лучший саундтрек к фильму предсказуемо давали стандартно аккуратной голливудской оркестровой музыке. В номинацию иногда пробирался кто-нибудь экзотический, как А. Р. Рахман со своим «Миллионером из трущоб», но по большому счету в этой оскаровской категории всегда тасовался обычный пул имен: композиторы Томас Ньюман, Говард Шор, Ханс Циммер, Джон Уильямс и прочие.

Выступление А. Р. Рахмана на церемонии «Оскар-2009»Выступление А. Р. Рахмана на церемонии «Оскар-2009»

Теперь же в соответствии с духом времени номинация явно взяла курс на максимальное разнообразие. Самым заметным в этом отношении претендентом стал хип-хоп-саундтрек к «Черной Пантере», но и без него в списке номинантов этого года есть много удивительного. «Черный клановец» Спайка Ли — тут за музыку отвечает трубач и композитор Теренс Блэнчард, который работает на стыке джаза и академической музыки. Фильм «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса композитор Николас Брителл сопроводил саундтреком в манере так называемых постминималистов — поколения американских композиторов, пришедших после Стива Райха или Филиппа Гласса. Даже привыкший к своему имени в списке номинантов Александр Деспла сумел по-хорошему выделиться: вместо раскатистых смешливых мелодий, которыми он славится, саундтрек к «Острову собак» Уэса Андерсона целиком построен на мелодиях и ритмах, заимствованных из японской фольклорной музыки.

Такое разнообразие номинантов — это хорошо или плохо?

С одной стороны, хорошо. Отрадно, что академия теперь обратила внимание на джаз и вдохновленный сенегальской поп-музыкой экспериментальный хип-хоп. Но совершенно неясно, по каким критериям они могут победить или проиграть киномюзиклу про Мэри Поппинс, сочиненному Марком Шэйменом с аккуратными отсылками к вековой бродвейской традиции. Хотя в истории номинации были случаи, когда единственный песенный саундтрек из пятерки номинантов одерживал победу над инструментальными — так было недавно с «Ла-Ла Лендом» Дэмьена Шазелла или экранизацией мюзикла «Чикаго» в начале 2000-х.

Арнольд Шварценеггер старался не моргать во время съемок фильма, чтобы придать реалистичности происходящему, так как был уверен, что роботы не должны моргать.

«Мэри Поппинс возвращается»«Мэри Поппинс возвращается»

Кстати, до 2000 года песенным, часто адаптированным из бродвейских шоу саундтрекам на «Оскаре» обычно выделяли отдельную номинацию (в разные годы ее название варьировалось, иногда в ней появлялось слово «мюзикл», иногда — «песенный»), но сейчас с этой традицией покончено.

Возможно, зря. Тогда «Мэри Поппинс возвращается» мог бы спокойно соревноваться с другим (практически) мюзиклом — «Звезда родилась» Брэдли Купера, а также с «Балладой Бастера Скраггса» братьев Коэн (сейчас эти фильмы фигурируют в номинации «Лучшая песня к фильму») или даже с «Парадоксом» Дэрил Ханны, всю музыку для которого написал ее новый муж и классик рока Нил Янг. А в 2019 году Голливуд собирается бомбардировать экраны музыкальными драмами и комедиями на любой вкус и цвет — от ремейка «Короля Льва» до фантазии Дэнни Бойла «Вчера» на тему музыкального наследия The Beatles. Логично было бы и их отправить сражаться друг с другом, а не с симфонической музыкой.

«Баллада Бастера Скраггса»«Баллада Бастера Скраггса»

В любом случае, по-хорошему, претензий к составу финальной пятерки номинантов нет — это все действительно отличные работы. Но стоит напомнить, что до объявления номинаций фаворитом всех музыкальных критиков было совсем другое кино — «Человек на Луне» Шазелла, музыку к которому делал уже постоянный соратник режиссера Джастин Гурвиц. Увы, академия проигнорировала пафосную сюиту Гурвица в стиле «грациозный неоромантизм» и спутала карты обозревателям: при нынешнем раскладе предсказать победителя чертовски сложно.

«Черная Пантера» — Людвиг Йоранссон и Кендрик Ламар

Людвиг Йоранссон и Кендрик ЛамарЛюдвиг Йоранссон и Кендрик Ламар

Для «Черной Пантеры» новоявленный пулитцеровский лауреат Кендрик Ламар (ответственный за рэп-треки) и композитор Людвиг Йоранссон (главный по исключительно инструментальному сопровождению) сочинили прямо-таки не саундтрек, а настоящий блокбастер. Он вполне себе может служить самостоятельным рэп-альбомом без всякой привязки к кино, но при этом и в границах самого фильма работает идеально.

Швед Йоранссон (писавший музыку для «Дьявол носит Prada», «Станции „Фрутвейл“» и «Венома») уже получил за саундтрек к «Пантере» премию «Грэмми»; это его первая номинация на «Оскар». Помимо близкого ему хип-хопа американского (Йоранссон пишется на лейбле рэпера Jay-Z — Roc Nation), композитор вдохновлялся еще и сенегальским. В этой западноафриканской стране довольно долгая традиция поп-музыки, рэп там тоже существует давно. Достаточно сказать, что известнейший в Европе рэпер MC Solaar родом из Дакара. Другие же сенегальские MC (вроде Duggy Tee) вообще именуются в стране «гриотами современности», то есть наследниками многовековой традиции потомственных музыкантов и сказителей, которые в своих треках успешно осмысляют в том числе и фольклорное наследие. В музыке «Пантеры» сенегальские ритмы отчетливо слышны.

Во время одной из финальных сцен фильма Квентина Тарантино "Джанго освобожденный", актер Леонардо Ди Каприо настолько вошел в образ, что реально поранил руку разбитым стаканом, и, несмотря на порез и кровь, актер доиграл сцену до конца. Тарантино не остановил съемки и оставил импровизацию в финальной версии фильма.

«Мэри Поппинс возвращается» — Марк Шэймен

Марк Шэймен / Фото: Getty ImagesМарк Шэймен / Фото: Getty Images

Мюзикл, сочиненный Шэйменом — бродвейским композитором, активно работающим и в кино, — местами режет слух. Попытки подстроить жанр под молодую аудиторию (среди песен, арий и напетых диалогов обнаруживается что-то похожее на хип-хоп, имеется также квазихардроковый трек) выглядят каким-то винегретом. Но в целом все это веселит, а не раздражает.

Марк Шэймен стал известным в профессиональных кругах американских музыкантов в конце 1970-х, тогда он был аранжировщиком и директором певицы Бетт Мидлер. Естественно, что человек с такой пометкой в резюме просто создан для сочинения бродвейского рода музыки, так что для Шэймена «Мэри Поппинс» не эксперимент, а своеобразный тур-де-форс ветерана мюзиклов. На «Оскар» Шэймен претендует уже в седьмой раз — последний был в далеком 1999-м, когда номинировался его саундтрек к киноверсии «Южного Парка». Возможно, такому заслуженному человеку могут дать и главную награду Американской киноакадемии за выслугу лет — чем черт не шутит, в конце концов.

«Если Бил-стрит могла бы заговорить» — Николас Брителл

Николас БрителлНиколас Брителл

Николас Брителл, напротив, очень серьезен, и эта серьезность делает саундтрек слишком гладким, плохо запоминающимся, если пытаешься послушать его в отрыве от картины. При этом сама музыка сочинена безукоризненно, по всем консерваторским правилам. Да, по сравнению с номинировавшейся пару лет назад музыкой Мики Ливай к «Джеки» Пабло Ларраина, на которую опус Брителла отдаленно похож, это не настолько изобретательная или проникновенная вещь. Но, безусловно, заслуживающая внимания.

Брителл учился в Джуллиарде и Гарварде, и для композитора с таким образованием он на редкость неамбициозен. Его, по всей видимости, не интересуют написание концертной музыки или сочинение симфоний; в кино он нашел себя еще семь лет назад и с тех пор только сочинением саундтреков к фильмам и занимается. Для Брителла это уже вторая номинация на «Оскар» — в позапрошлом году он выдвигался на премию за музыку к «Лунному свету». А еще он сочинил саундтрек к «12 годам рабства» — в общем, на мелочи Брителл, несмотря на отсутствие серьезных композиторских амбиций, размениваться не привык.

Скоро в российский прокат, кстати, выйдет еще один фильм с музыкой этого молодого композитора — «Власть». Кстати, его карьера в кино не ограничивается музыкальной композицией. Брителл продюсировал «Одержимость» Шазелла и появлялся в короткометражке Натали Портман «Ева».

«Остров собак» — Александр Деспла

Александр Деспла / Фото: Getty ImagesАлександр Деспла / Фото: Getty Images

Музыка Деспла в «Острове собак» звучит более-менее без перерыва, иногда только отстраняясь, чтобы дать Уэсу Андерсону повод включить в саундтрек одну из своих любимых песен вроде «I Won’t Hurt You» странной группы богатых хиппи из 1960-х — The West Coast Pop Art Experimental Band. Отличный ход, позволяющий режиссеру легко дирижировать ритмами фильма!

Каждый второй человек в мире видел хотя бы один фильм про Джеймса Бонда.

Деспла работает с Андерсоном уже давно. «Остров собак» — четвертый их совместный фильм, причем за прошлый, «Отель „Гранд Будапешт“» француз уже получил «Оскар». Наверняка именно он и будет ответственным за музыку в грядущем мюзикле Уэса Андерсона о послевоенном Париже. В целом у Деспла как кинокомпозитора есть очень выраженный стиль: он пишет немного карнавальную и незатейливую музыку, приставучую, как рекламные джинглы. В саундтреке к «Острову», впрочем, он от этого отошел. Главное в этой музыке — ритм и перестуки японских барабанов, а с хитовыми мелодиями тут похуже.

«Черный клановец» — Теренс Блэнчард

Теренс БлэнчардТеренс Блэнчард

Рискнем сделать прогноз: победит «Черный клановец»! Во-первых, фильмам Спайка Ли давно задолжали победу именно в этом «Оскаре», а ведь музыка к его «Делай как надо» считается классической и в обязательном порядке изучается будущими кинокомпозиторами на тех редких университетских кафедрах, где таких композиторов готовят. Во-вторых, работа Блэнчарда, шестикратного лауреата «Грэмми», впервые претендующего на «Оскар», явно выделяется из остальной пятерки особо удачным синтезом мелодий и традиций, который к тому же идеально вписывается в ироничную ретроатмосферу фильма.

Композитор тут то дает угарного джаза, то в похожих на ковбойские балеты Аарона Копленда пасторальных фрагментах обращается к типичному наследию американской киномузыки, то просто наводит жути почти что эмбиентом. В-третьих, у всех конкурентов «Черного клановца» можно найти очевидные недостатки: «Черная Пантера» слишком уж в лоб, Брителл слишком академичен, «Мэри Поппинс» слишком уж «Мэри Поппинс», Деспла слишком оригинальничает. А музыка Блэнчарда — черный монолит, придираться к которому — это значит копаться в ничтожных мелочах, не понимая общего замысла.

Напомним, что 91-я церемония вручения премий Американской киноакадемии пройдет в ночь с 24 на 25 февраля, и — с оригинальной звуковой дорожкой и с синхронным переводом. Также еще не поздно принять участие в «Угадай победителя „Оскара“!».

Автор: Олег Соболев