М. Найт Шьямалан: «Мне нужно, чтобы зритель ждал»

На Apple TV+ финиширует хоррор-сериал «Дом с прислугой» , спродюсированный и частично поставленный М. Найтом Шьямаланом . Шоу рассказывает о супружеской паре, которая находит молодую няню для резинового пупса, заменяющего матери умершего ребенка, чтобы ей было легче справиться с горем утраты (подробнее о сериале можно прочитать тут ). Мы поговорили с самим Шьямаланом о психиатрии и о том, как он заставляет зрителей верить в свои безумные истории.

— Не вы придумали сериал «Дом с прислугой», но это чисто шьямалановский продукт. Проект изначально был в вашем духе или вы его под себя причесали?

— Не знаю, можно ли «Дом с прислугой» по-прежнему называть телесериалом. Но я долго искал подходящую длинную форму, историю, которую можно рассказывать долго. Действие — в одном месте, в центре сюжета — семья и другие важные для меня вещи. Мне понравились стиль и мрачный юмор Тони Басгэллопа (шоураннер и сценарист «Дома с прислугой». — Прим. ред.). Он придумал сюжет, а затем мы просто все подробно обсудили, поместили действие в Филадельфию и начали снимать.
На съемках фильма «Дом с прислугой»

— Отправная точка истории в «Доме» — так называемая заместительная терапия, при которой матери подменяют умершего ребенка куклой. Это реальная практика?

Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар - Хана Соло сценаристы решили заморозить из-за того, что создатели фильма были не уверены, подпишет ли Харрисон Форд контракт на участие в следующей части.

— Да! Когда Тони рассказал мне о ней, я и сам не поверил. Кукла, которую мы снимаем в шоу, и есть настоящая кукла для терапии. Их действительно делают для женщин, которые потеряли детей. Такая терапия помогает парам и матерям пережить горе. Эта штука выглядит очень реалистично. Кажется, что держишь настоящего ребенка. Хотя в нашем шоу такая терапия идет совсем неправильно, на самом деле эти куклы могут облегчить горе. Просто наши персонажи делают безумное количество ошибок, отказываясь принять случившееся и прорабатывать травму.

— «Шестое чувство» , «Сплит» , «Стекло» и теперь «Дом с прислугой» — все эти проекты так или иначе касаются неординарных нарушений психики.— Думаю, если бы я не стал кинематографистом, то был бы психологом или психиатром. Но пока я просто работаю в жанре психологического триллера, хотя и с элементами сверхъестественного. Меня совершенно завораживает то, как работает наш разум. Мне интересно, как мы совершенствуем себя, справляемся с травмами. Изучение заболеваний психики может многому научить.
«Сплит»

Терминатор 2: Судный день - Гонорар Арнольда Шварцнегена за съёмки в этом фильме составил 15 миллионов долларов. Общее количество слов, которое он произнес, равняется 700. Это получается по 21 429 долларов за слово. Таким образом, фраза «Аста ла виста, бэби» обошлась компании в 85 716 долларов.

— А чему учит «Дом с прислугой»?

— Это интересная история семьи, которая отказывается принять смерть своего ребенка. Они готовы на все, чтобы не думать об утрате. Скорбь — это форма принятия, а принятие нужно нам, чтобы двигаться дальше.

— Судя по сериалу, маленькие дети — источник постоянного саспенса и тревоги.

Чувак, да это просто ужас! Мои дети уже подросли, но я постоянно дергаюсь из-за чужих — тех, которые все время носятся в общественных местах. Хочется держать их за руку и следить, чтобы они не упали или глаз себе не выбили. Это очень нервирует, особенно в ресторанах. Страх за детей — один из главных в нашей жизни.

— О том, как смерть ребенка запускает цепочку жутких событий, снято немало хорроров. Какой ваш любимый?

— «А теперь не смотри» — безусловный шедевр! Меня поражает, как Николас Роуг использовал цвета и смешал реальность с безумием. Это кино и «Ребенок Розмари» в целом повлияли на мои истории. Разумеется, я никому не предлагал его копировать в «Доме с прислугой». Да, и «Изгоняющий дьявола» тоже! Там, как и в «Доме с прислугой», все происходит в одном доме.— Читал, что вам не нравится модель выпуска всего сезона одновременно, которую практикует Netflix. Почему?

В 3-м сезоне сериала «Шерлок» появляется чета Холмсов — родители Шерлока и Майкрофта. Играют их настоящие родители Бенедикта Камбербэтча.

— Мне нужно, чтобы зритель ждал. Чтобы ему очень хотелось посмотреть весь сериал разом, но приходилось томиться, предвкушать продолжение. На мой взгляд, важно, чтобы сериал был больше связан с социальной жизнью людей, чтобы они говорили о нем на работе и с друзьями, интригуя их пересказами, а новую информацию получали порционно. Так обсуждения будут длиться дольше. В нашем случае вы смотрите сериал три месяца, а потом ждешь еще девять следующий сезон. Это совсем другое ощущение, чем когда ты смотришь весь сезон за день или два, а потом год ждешь новый. Вся суть саспенса заключается в ожидании.

На съемках фильма «Дом с прислугой»

— Ваши истории всегда требуют от зрителей большой веры в предлагаемые обстоятельства. Как вы понимаете, что не перешли границу и не перегнули палку?

— Вы задаете данные. В этом мире люди ведут себя определенным, пусть даже странным, образом, но элементы, из которых сконструирован этот мир, должны быть реалистичны. Пока вы последовательны, люди будут верить в историю. Это правило работает и в анимации, и в игровом кино. Можно быть очень мелодраматичным или очень минималистичным, но если язык повествования не имеет внутренних противоречий, то все будет ок. Критическое отношение включается у зрителей, когда они не могут интерпретировать то, что видят, и вдруг понимают, что смотрят фальшивку.

Джим Керри отклонил предложение киностудии Walt Disney сыграть Джека Воробья в фильме «Пираты Карибского моря». Именно его продюсеры изначально представляли в роли капитана Черной жемчужины.

— В ваших фильмах происходит много всякой дичи. Случалось ли с вами что-то странное и необъяснимое в реальной жизни?

— Ой, я достаточно скучный человек, поэтому и пишу такие истории. Реалити-шоу о моей жизни вышло бы крайне неинтересным, ничего более остросюжетного, чем еженедельная проверка успеваемости моего ребенка, там не было бы. «Пять с минусом? (Делает паузу.) Ты можешь учиться лучше!» Хотя если подумать… В детстве я как-то увидел дико странную темноволосую женщину в окне дома моего приятеля, когда мы играли с ним в футбол. Наверное, самое странное событие в моей жизни. До сих пор помню, как она стояла у окна и смотрела на нас. Приятель сказал, что это его старшая сестра, хотя она была совсем на его сестру не похожа. К тому же я помню, как до этого он сказал, что дома никого нет. В общем, я такой: «Чувак, я тебе не верю. Пока!» Больше я к его дому не подходил. (Смеется.)