«Прачечная» Стивена Содерберга: Мэрил Стрип против офшоров

Американская бабушка Эллен Мартин (Мэрил Стрип в дурацкой панамке и с нелепыми кудряшками) отправляется с мужем (Джон Кромуэлл ) на водную прогулку по озеру. Лодка переворачивается, муж и еще 20 человек тонут, а когда Эллен получает страховку, то выясняется, что сумма ничтожна. Лодочная компания тоже в шоке. Оказывается, их юрист (Дэвид Швиммер ) купил страховку подешевле, а спросить не с кого: страховая компания оказалась подставной, давно купленной другой, тоже подставной компанией, та — третьей и так далее, вплоть до United Insurance Group (существует в реальности). Получив-таки компенсацию (муж предусмотрительно застраховал свою жизнь в нормальной компании), Эллен собирается купить себе кондоминиум в Вегасе, но сделку перебивают русские олигархи, которые платят вдвойне налом с офшорных денег. Донельзя расстроенная крахом мечты Элен едет на остров Невис, где расположен офис United и зарегистрирован офшор, со счета которого русские оплатили ту саму квартиру.
Собственно, мир офшоров, фирм-однодневок, несуществующих компаний и «прачечных», отмывающих деньги российских и азербайджанских политиков, латиноамериканских наркобаронов, и есть настоящий герой фильма Содерберга. «Прачечная» — это в каком-то роде легкая версия «Траффика» (хотя вечный интерес Содерберга к работе институций не ограничивается тем фильмом; «Больница Никербокер» , «Не в себе» , «Эрин Брокович» , «Информатор» тоже были во многом об устройстве разных организаций). Нашими проводниками в этой непростой вселенной становятся юристы Юрген Моссак и Рамон Фонсека (Гари Олдман и Антонио Бандерас ), основатели Mossack Fonseca, панамской юридической конторы, через которую в 2015-м произошел слив так называемых «Панамских досье» — одиннадцати с половиной миллионов документов, содержащих информацию о схемах ухода от налогов и отмывания денег (среди фигурантов — Дмитрий Песков и дирижер Мариинского театра Сергей Ролдугин). Юрген и Рамон, одетые в дорогие костюмы, появляются в комических интермедиях, наглядно и с огоньком объясняя зрителю, как устроен современный капитализм и куда богатые прячут свои деньги. «Основано на реальных секретах» — предупреждают вступительные титры.

Фильмы ужасов могут помочь сжечь калории. Согласно исследованию Вестминстерского университета, такие классические фильмы ужасов, как "Сияние" и "Изгнание дьявола" способны помочь человеку сжечь от 150 до 180 калорий. Ужастики ускоряют ритм биения сердца и всплеск адреналина.

Эти сеансы экономического ликбеза отбивают другие интересные сюжеты. «Прачечная» — попурри из трагикомических случаев, объединенных темой офшоров, и название глав написано на разных купюрах; 100 долларов, 100 евро и 100 рублей — большая вообще-то разница! Вот африканский миллиардер (Нонсо Анози ), переспавший с подругой дочери, купил молчание последней, подарив ей подставную компанию якобы с 20 млн долларов на счету (на самом деле с 37 — баксами, а не миллионами). А вот европейский бизнесмен (Маттиас Шонартс ) в Китае угрозами требует от местных партнеров продолжить отмывать деньги, и его настигнет возмездие.
Сценарий Скотта Бёрнс а («Побочный эффект» , «Заражение» , «Информатор!» ) основан на книге Джейка Бернстайна «Мир секретности: Панамские расследования незаконных денежных сетей мировой элиты», принесшей ее автору Пулитцера. Содерберг на пресс-конференции признался, что не хотел перегружать зрителя лекциями, а стремился сделать веселое кино, учение с развлечением, так сказать. На такую манеру его якобы вдохновил «Доктор Стрейнджлав» — комедия о гонке вооружений и атомной бомбе. «Мы подумали, что у черной комедии больше шансов запомниться. Она дала нам возможность показать схему финансовой активности как шутку», — объясняет режиссер. И «Прачечная» действительно не успевает наскучить или затуманить мозг, хотя, конечно, желание перемотать фильм на 10 минут назад, чтобы уточнить те или иные моменты, возникает постоянно. И у зрителей Netflix, где фильм выйдет 18 октября, будет такая возможность.

Во время съемок фильма «Бойцовский клуб» Хелена Бонэм Картер просила визажиста наносить ей макияж левой рукой, потому что ее героиня никогда бы не стала тратить свое время на аккуратный мейкап.