Рецензия на фильм "Глотай" (Swallow)

Глотай (Swallow)

Глотай (Swallow)

Всегда интересно смотреть фильмы, которые набирают высокие баллы у кинокритиков, но проваливаются у широкой аудитории. Конечно, иные картины получают высокие баллы исключительно за отработку правильной повесточки, но не будем о грустном. Потому что в целом профессиональные обзорщики – люди пресыщенные, поэтому неизменно тянутся к чему-то тонкому, странному, причудливому…

Тянутся к такому кино, как «Глотай».

Признаться, и описание сюжета и трейлер вызвали у меня лишь скепсис – я думал, будет скучно. Но фильм сумел меня удивить.

There is just no room, doll!

Неправильное позиционирование – это всегда проклятье для необычных фильмов. В погоне за аудиторией, маркетологи навешивают на фильмы высосанные из пальца жанры и монтируют трейлеры в таком ключе, что изначальная атмосфера едва проглядывается. Вот и «Глотай» пострадал ни за что, ни про что – Кинопоиск уверен, что это триллер, на RT в перечне жанров указан Mystery & Suspense, а IMDb и вовсе добавляет в этот список хоррор.

Глотай (Swallow)

Да только «Глотай» – это чистокровная психологическая драма, причем весьма неторопливая (этот жанр вообще не терпит спешки). Кроме того фильм построен на распутывании внутреннего конфликта, а такие истории адски тяжело переносить на язык кино. Ждать триллер, а тем более фильм ужасов на таком материале – значит обречь себя на жестокое разочарование.

Крик - Прообразом маски из фильма «Крик» стала знаменитая картина Эдварда Мунка с тем же названием.

Но о чем же рассказывает это кино?

Молодая домохозяйка по имени Хантер ждёт ребёнка. Казалось бы – всё у нее благополучно. Богатый муж, роскошный дом, никаких забот, куча свободного времени… но девушку явно что-то тревожит. И на фоне этого непонятного стресса у Хантер нарушается пищевое поведение – девушка принимается глотать различные несъедобные предметы. Первое, что хочется отметить в картине – поразительный психологизм. Уж не знаю какое образование у режиссёра-сценариста Карло Мирабеллы-Дэйвиса, но не удивлюсь, если это именно клиническая психология. Столь тонкой проработки сюжета я не видел в кино уже давно, а глубина погружения в героев поражает. Тот самый случай, когда даже имя героине выбрано не случайно, и даже такая мелкая деталь играет в сюжете.

Глотай (Swallow)

При этом вся глубинная сложность картины настолько интересно и доступно развёрнута на экране, что кино не может не восхищать. Сценарий постоянно удивляет необычными поворотами и неординарными решениями, из-за чего «Глотай» действительно интригует – ты просто не знаешь, чем всё закончится.

Но тут есть один нюанс: кино сработает лишь в том случае, если зритель восприимчив ко всему этому психологизму. Ведь формально «Глотай» – картина очень спокойная, размеренная, и на первый взгляд в ней мало что происходит. Просто одна напряженная девушка ходит по красивому дому и творит странные вещи. Основная «масса» удовольствия этого фильма скрыта глубоко за внешней оболочкой – подобно тому, как большая часть айсберга лежит под водой. Картина требует от зрителя размышлений, некоторой восприимчивости… или хотя бы банального любопытства к обозначенной теме. Потому что это всё-таки кино о глубоко травмированной личности и душевном нездоровье.

Известная лошадиная голова из фильма «Крестный отец» была самая настоящая — продюсер получил ее в компании, производящей собачий корм.

Однако если у «Глотай» всё-таки получится добиться от вас сопереживания, то есть шанс увидеть один из самых пронзительных, грустных и трогательных фильмов последнего времени. В некоторых сценах пробирает прямо вот до слёз.

Глотай (Swallow)

Разумеется, такой эффект был бы невозможен без актрисы Хейли Беннет. Забавно, что Хейли всю свою карьеру была эдаким бюджетным клоном Дженнифер Лоуренс – актрисы просто невероятно похожи внешне. Но если у той же Лоуренс уже давно оскар в кармане, то Беннет снималась в жутком шлаке, да и там – на вторых ролях. Лично я запомнил её только после фильма «Хардкор» и затрудняюсь по памяти назвать другие фильмы с ней. Но в «Глотай» Хейли блистает. Обидно, если такая работа пройдёт незамеченной.

Замыкает триаду достоинств фильма конечно же визуал – очень аккуратный и по-своему красивый.

Восхищаюсь людьми, которые могут снять интересный фильм буквально в четырёх стенах, и за пять копеек сделать красиво – просто использовав нужный ракурс, правильно расставив мебель и со вкусом выбрав цвета. Тут даже операторская работа заслуживает внимания, будто подчёркивая главную тему фильма (обретение контроля) – статичные сценки из начала фильма постепенно разбавляются динамичными кадрами, снятыми «с рук».

Глотай (Swallow)

Всё это великолепие работает в унисон, в синергии, великолепно сочетаясь и дополняя друг дружку. И нет у фильма объективных недостатков… Но зрители его всё равно не приняли. Довольно позорные 5,9 балла на Кинопоиске не дадут соврать – если у вас не получится сопереживать главной героине, то фильм покажется унылой тягомотиной про откровенно сумасшедшую деваху и её бедного мужа.

В финальных титрах фильма «Гарри Поттер и кубок огня» есть ремарка: «ни один дракон во время съёмок фильма не пострадал».

Именно поэтому мне не хочется ставить «Глотай» никаких оценок. Лично я от картины в восторге, но она слишком личная и слишком колючая, чтобы её рекомендовать. И даже какие-то ориентиры дать очень сложно – пожалуй, самыми близкими фильмами будут «Магия, магия» , «Февраль» и, возможно, «Стокер» . Однако даже на фоне столь сильных конкурентов Swallow обладает одним весомым преимуществом – в этой картине показан не только путь вниз, в темноту, но и путь наверх.

Если вы понимаете о чем я.

Глотай (Swallow)

"Я сражаюсь с великанами" (I kill giants) и "10 на 10" (10x10) - мини-обзоры фил...