Рецензия на фильм "Морская звезда" (Starfish)

Морская звезда (Starfish)

Вирджиния Гарднер в фильме "Морская звезда" (Starfish)

Я уже давно понял, как нужно искать необычные фильмы – достаточно зайти на сайт Rotten tomatoes и выбрать картину с максимальной разницей между оценками критиков и оценками зрителей. И чем больше будет «вилка» мнений – тем более нестандартным окажется фильм. В случае картины Starfish этот разрыв воистину драматичен – 95% одобрения критиков против 58% от зрителей. Фильм оказался настолько странным, что на следующий день мне пришлось пересмотреть его снова, чтобы полностью разобраться в сюжете. Однако это именно тот редкий случай, когда повторный просмотр дарит чуть ли не больше удовольствия, чем первое знакомство.
Так что я с лёгкой душой присоединяюсь к 95% своих коллег – несмотря на крайне специфичное исполнение, «Морская звезда» достойна и одобрения, и уважения, и самой настоящей киноманской любви.

Уснувшая в армагеддоне

Морская звезда (Starfish)

Понятно, что это очень своеобразное кино. Абсолютно созерцательное, медитативное и гипнотичное, полностью выстроенное на эмоциях и сопереживании.

И не дайте себя обмануть мнимым жанровым разнообразием! На отдельных сайтах Starfish позиционируется чуть ли не чистокровным научно-фантастическим хоррором, что совершенно нелепо. Да, структурно фильм очень похож на «Сайлент хилл» или «Мглу», однако по настроению и атмосфере он находится на противоположном конце спектра, и смахивает скорее на «Другую Землю» . Ну или на «Луговую страну» , если хотите. Короче, Starfish – это чистейшая меланхолия, очень искренняя и талантливо преподнесённая. Непросто сделать фильм, в котором почти ничего не происходит, но режиссёр/сценарист/композитор Эл Уайт очень точно нащупал грань между любопытством и скукой, ни разу не заступив на территорию последней.

Жанна Луиза Кальман считается самой старой актрисой, когда-либо участвовавшей в съемках фильма. Она появилась в картине «Винсент и я» в возрасте 114-ти лет и прожила еще 8 после этого события.

Ну то есть да – я вполне могу представить, как нетерпеливые зрители начнут подвывать и недоуменно переглядываться уже через десять минут просмотра, однако Starfish снят не для них. Не для нетерпеливых. И хотя чисто формально в фильме присутствуют жуткие монстры, конец света, кровь, визуальные эффекты, бодрая мультипликация и даже чертовы скримеры, однако технически «Морская звезда» – это камерный моноспектакль. Примерно 90% хронометража камера показывает нам портреты милейшей Вирджинии Гарднер в разных декорациях, а остальные 10% – это натюрморты.

Морская звезда (Starfish)

Вообще, забавно как сильно меняется жанр постапокалиптики. Буквально несколько лет назад он был питательной средой для подростковой идиотии, где плодились всякие «Пятые волны» , «Гостьи» и прочие «Дивергенты». Но когда эта мода умерла, на унавоженной земле расцвели совсем иные произведения – авторские и лиричные. Фильмы, где постапокалипис нужен не для разведения соплей или штамповки унылого экшена, а в качестве метафоры человеческого одиночества и повода для рефлексии. Совсем недавно Рид Морано сняла любопытный «Кажется мы остались одни» , после которого пришел Эл Уайт, в чьей картине разрушается лишь один мир – внутренний мир главной героини.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Фильмы на «Фукси ТВ»

Поставлено кино, к слову, шикарно – как визуально, так и в плане звукового дизайна. Сам Эл Уайт по профессии музыкант, и Starfish – его первый полнометражный фильм, однако он отнюдь не выглядит поделкой. При всей своей чудовищной камерности и малобюджетности, Уайт умудряется выжимать максимум из каждой локации. Работа со светом и микроскопическими деталями доставляет массу удовольствия.

Морская звезда (Starfish)

А ещё Уайт на все сто процентов использует потенциал своей ведущей (и практически единственной) актрисы. Вирджиния Гарднер безумно хороша в главной роли. Гарднер сама по себе весьма привлекательная девушка, но и талантом явно не обделена. Протянуть на себе целый фильм, где ты целый час в одиночестве сидишь в чужой квартире, а потом бродишь по пустому городу – это нужно уметь.

Король саспенса Альфред Хичкок любил сниматься в эпизодических кадрах своих же фильмов. Он проделывал это 37 раз. И однажды, когда по сюжету было просто невозможно засветить режиссера ни в одном кадре (действие фильма происходит в океане, где в лодке плывет лишь один главный герой), Хичкок придумал свой ход: недалеко от лодки героя проплывает газета с фото самого режиссера.

И больше мне добавить нечего. «Морская звезда» – пока что самый великолепный артхаус этого года. Лично я полностью очарован этой картиной, но перед просмотром лучше всё-таки посмотрите трейлер и спросите себя – любите ли вы независимый кинематограф так, как люблю его я?

Морская звезда (Starfish)