Рецензия на фильм "Печать зла" (Touch of Evil)

Печать зла (1958)

Печать зла (Touch of Evil)

Есть фильмы, которые после просмотра оставляют тебя в тяжелых раздумьях – причем размышляешь ты отнюдь не о сюжете картины, и даже не о режиссёрских идеях, а о чем-то постороннем, своём.

Именно такой лентой для меня стала «Печать зла» от Орсона Уэллса – воистину легендарный фильм-нуар от одного из самых величайших режиссёров всех времён. Так написано в Википедии, если что.

Так вот, именно фильм Уэллса поднял для меня одну из фундаментальных проблем кинокритики, а именно – как можно объективно оценивать старые фильмы?

Вот, например, «Печать зла»: лично я, впервые посмотрев этот фильм в 2018 году, увидел лишь чрезвычайно слабый нуар, простой, как валенок, неубедительный и местами уморительно комичный и нелепый. Словно пародия на пародию. Но что значит моё мнение? Ведь шестьдесят лет назад, в 1958 году, люди наверняка воспринимали картину иначе, и я охотно верю, что на момент премьеры «Печать» действительно была выдающимся и свежим произведением, с потрясающей художественной ценностью и передовыми технологиями съёмки.

И что делать? Хвалить фильм просто потому, что 60 лет назад он был крут? Или же разносить в хлам, потому что в современных реалиях «Печать зла» невозможно воспринимать без ухмылки? И какую оценку ставить картине?

Забавно, что если полезть на Кинопоиск и почитать тамошние восхваляющие отзывы (а других там нет), то легко заметить, что они все удивительно похожи между собой. Фильм хвалят потому, что… ну, потому что он великий. И точка.

Но вот интересно, если бы «Печать» появилась сейчас, в рамках какой-нибудь стилизации а-ля «Артист» – понравилась бы она хоть кому-нибудь? И если не рассказать зрителям, что это великое кино – догадались ли бы они об этом?

Ученые на Южном полюсе рассказали в своем твиттере о странной традиции: каждый год в феврале, когда начинается полярная зима и ученые оказываются отрезаны от всего мира до ноября (погода портится настолько, что самолеты не могут летать), они устраивают просмотр всех фильмов «Нечто». По сюжету фильма нечто страшное происходит на антарктической базе во время непогоды.

Думаю, нет.

Touch of Evil

Печать зла (Touch of Evil)

Фильмы, как и люди, стареют очень по-разному. Некоторые картины и в преклонных годах выглядят великолепно – они не утрачивают актуальность, их даже сегодня расхватывают на цитаты. Ну взять, хотя бы «12 разгневанных мужчин» или «Пожнёшь бурю» – эти фильмы и по сей день режут кусками для ютуба, выхватывая интересные монологи и интересные мысли.

А что «Печать»? На мой взгляд, фильм постарел очень некрасиво. И если визуальная экстетика вполне себе хороша, и на её примере вполне можно изучать типичные для нуара углы съёмки или работу со светом, то содержание ленты сложновато анализировать всерьёз. Сюжет и персонажи слишком карикатурные для современного мира, в них вообще очень сложно поверить. И хотя я понятия не имею, как вели себя американские полицейские шестьдесят лет назад, и какой вообще была жизнь в то время, мне всё равно тяжело избавиться от удушающего недоверия. Герои легкомысленны, их поступки зачастую труднообъяснимы, а актёрская игра настолько театральная, что в ней практически отсутствуют полутона. Ну, знаете, в театре ведь нельзя изобразить удивление персонажа поднятием бровей на один миллиметр – актёр должен закатить глаза на лоб, воскричать и обхватить щёки руками, чтобы даже зрители на галёрке поняли, что герой удивился. Так и тут. Слишком всё как-то… нарочито.

Мексиканские бандиты и вовсе уморительны – они что, действительно такими были? И как только успели всего за полвека превратиться в зверей, которых показывают в современных триллерах и детективах…

Печать зла (Touch of Evil)

Да и сама по себе история очень уж скучная. Рассуждая о серьёзных вещах, Уэллс подводит к ним так долго и такими окольными путями, что за первый час фильма вообще сложно понять о чем он рассказывает. Лишь потом основная тема худо-бедно вырисовывается – но опять же, она настолько уже разжевана и обсосана за последние полвека, что сейчас о ней всерьёз рассуждают лишь в рамках комиксов про Бэтмена.

Движения и удары Брюса Ли были настолько быстрыми, что иногда обычный режим съёмки — 24 кадра в секунду — не позволял уловить их, и приходилось использовать специальный режим в 32 кадра в секунду.

Вот и всё, что я могу сказать про «Печать зла». Да, я мог бы ещё рассказать и про шикарную открывающую сцену, снятую одним кадром, и про некоторые эффектные художественные решения, но зачем? По современным меркам решения не настолько уж и эффектные, и сцены – не такие уж и шикарные. Увы, но время разрушает всё, и сегодняшним зрителям можно смотреть «Печать зла» лишь в рамках самообразования.

Рецензент: Мейн ХаусПомочь блогу Кинотом

"Преступление в маленьком городе" и "Яркость" - мини-обзоры фильмов

Комментариев нет.