Рецензия на фильм "Сканнеры" (Scanners)

Сканнеры (Scanners)

Сканнеры (Scanners)

Признаться, было страшно пересматривать это кино.

«Сканнеров» я видел один раз в глубоком детстве, мне было лет шесть или семь, и тогда фильм произвёл просто колоссальное впечатление – его энергетика запомнилась навсегда. Scanners завораживали и пугали, фильм казался сгустком зла и запоминался непонятным внутренним опустошением и обжигающей холодностью. Я очень боялся, что повторное знакомство с ним разрушит эти детские впечатления.

Самое смешное – фильму удалось разрушить почти всё, кроме этого самого впечатления. Как ни крути, но «Сканнеры» изрядно устарели – с высоты 2018 года некоторые сцены перевариваются очень тяжело, а местами на картину стыдно смотреть. Нелепые автомобили, взрывающиеся от первого толчка; несуразные специальные эффекты огнестрельных ранений и увечий, уморительное «хакерство»…

Но картина полностью сохранила свой эмоциональный багаж – уж он-то плесенью не покрылся! И пускай сейчас я не могу назвать «Сканнеров» такими уж страшными, но всё равно это крайне неуютное кино. Зловещее и мрачное, полностью лишенное простой человеческой теплоты и довольно жутковатое.

Mindfuck

Сканнеры (Scanners)

Надо сказать, что львиная доля обаяния «Сканнеров» заключается в фирменном почерке режиссёра Дэвида Кроненберга , и скорее всего именно поэтому на это кино никогда не снимут ремейк – далеко не факт, что эту харизму удалось бы повторить. У авторов «Глаза разума», например, не получилось – они передрали из «Сканнеров» всё, что только можно, но на выходе получилась почти несмотрибельная, скучная чушь.

Оригинал совсем другой.

Фильмы ужасов могут помочь сжечь калории. Согласно исследованию Вестминстерского университета, такие классические фильмы ужасов, как "Сияние" и "Изгнание дьявола" способны помочь человеку сжечь от 150 до 180 калорий. Ужастики ускоряют ритм биения сердца и всплеск адреналина.

Первое, чем сразу поражает лента Кроненберга – своей бескомпромиссностью и резвым стартом. Никто ничего не объясняет, в фильме происходит куча страшных и непонятных событий, и режиссёр лишь потом снисходит до некоторых объяснений. Да и то – многое приходится додумывать самостоятельно, откровенного разжевывания в фильме минимум.

Кроме того Scanners очень жестокое и бездушное кино – для Кроненберга это вообще характерно. Во всём фильме отсутствуют простые человеческие переживания, каких-то социальных связей (вроде дружбы и любви) не показано вовсе, а персонажи мотивированы отчасти разумом, а отчасти непонятно чем – какими-то внутренними целями и желаниями, которые не раскрываются зрителям. Это, с одной стороны, затрудняет сопереживание, но с другой – работает на атмосферу отчужденности.

Сканнеры (Scanners)

Естественно, на ту же мельницу льют воду саундтрек и визуальный ряд. Действие «Сканнеров» полностью разворачивается на ночных улицах, в метро, в больницах, офисах и каких-то сумрачных подвалах, где вокруг лишь бетон, кирпичи и стекло. Человеческие жилища показаны лишь мельком, на улице зима и умирающая природа, всё серо-зелёное, безжизненное, а единственным теплым цветом является зловещий тёмно-красный.

А ещё в сюжете вообще никак не представлена полиция и прочие государственные конторы, из-за чего возникает устойчивое ощущение вакуума власти и полнейшей безнаказанности. Уже начале ленты ты понимаешь, что действие «Сканнеров» разворачивается в некой параллельной рельности, где миром правят корпорации – эдакий прото-киберпанк.

Для большей реалистичности, костюм Вуки, из фильма «Звездные войны», сшили из настоящих человеческих волос.

И весь этот техногенный ужас идеально ложится на сюжет о «сканнерах» – человеческих мутантах, способных «линковаться» к нервной системе других людей и делать с ними разные вещи, в диапазоне от чтения мыслей до взрыва головы.

Но даже тут чувствуется привкус эпохи. В современных сюжетах такого рода «сканнеры» были бы супергероями. Но у Кроненберга это именно выродки и социопаты, выпадающие из человеческого сообщества на всех уровнях взаимодействия. Концентрация неприятия тут даже посильнее, чем в «Людях-икс», да и сами телепатические способности обходятся очень дорого – сканнеры испытывают постоянную боль, с трудом переносят толпу, и рано или поздно сходят с ума или становятся наркоманами.

Сканнеры (Scanners)

Подобная концепция весьма сильно бьет по мозгам. И хотя «Сканнеры» это чистейший научно-фантастический триллер, его принято записывать в фильмы ужасов – настолько сильное впечатление он производит.

Конечно же сюжет картины порядком устарел, а отдельные сцены активно смехотворны, но «Сканнеры» и по сей день остаются фильмом, из которого можно черпать вдохновение. А жуткая атмосфера не выгорела даже спустя тридцать семь лет со дня премьеры.

Старое кино, но очень уж круто сваренное. Я одобряю.

Рецензент: Мейн Хаус

Тёмный рыцарь - Первый фильм о Бэтмене, в названии которого сам Бэтмен не упоминается.

Сканнеры (Scanners)Помочь блогу Кинотом

Комментариев нет.