Сериал «Майя и три воина»: «Аватар» от мира ацтеков

В октябре на Netflix вышел небольшой приключенческий мультсериал «Майя и три воина», вдохновлённый эстетикой, культурой и мифологией коренного населения Центральной и Южной Америки. Кажущаяся на первый взгляд бесхитростной, история неожиданно оборачивается настоящим захватывающим приключением. Это очень трогательное высказывание создателей об их наследии, семье, любви и смерти. Maya and the Three Жанр: фэнтези Режиссёр: Хорхе Р. Гутьеррес Роли озвучили: Зои Салдана, Стефани Беатриз, Габриэль Иглесиас, Диего Луна, Кейт дель Кастильо, Аллен Мальдонадо, Альфред Молина и другие Продолжительность: 9 эпизодов по 33-44 минуты Премьера: 22 октября 2021, Netflix Похоже на: «Аватар: Легенда об Аанге» • «Книга жизни » На первый взгляд, особенно в начальных сериях, «Майя и три воина» кажется очередным милым, но проходным мультсериалом про избранную героиню. К правителю выдуманного государства Тека приходит посланец от владыки подземного мира, бога Миктлана, который тут назван покровителем войны, и требует, чтобы Миктлану отдали принцессу Майю. Божество планирует принести её в жертву, чтобы обрести ещё большие силы. Родители Майи отказываются, вспоминая пророчество о том, что выходцам из Теки суждено победить богов, когда те вторгнутся в земной мир, — и отправляются на войну.

Фильм "Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины" может похвастаться самым большим количеством киноляпов за последние 20 лет. Всего фанаты насчитали в фильме 390 ошибок, что больше, чем у идущих за ним в этом рейтинге двумя фильмами о Гарри Потере. И, несмотря на это, фильмом с самым большим числом киноляпов, на удивление, является лента 1979-го года "Апокалипсис сегодня", в которой нашли 559 ошибок.

Разумеется, всё идёт не по плану, и в итоге против Миктлана выйдет сама Майя. Эта непосредственная, самоуверенная и боевая девушка, как выясняется, — потомок человека и богини. Майя отправляется в путешествие за тремя воинами — героями окрестных королевств, которые и помогут ей в сражении. В общем, знакомая история: немного «Властелина колец», немного «Легенды об Аанге», немного заимствований из популярной в последние десятилетия подростковой литературы. Но мультсериал быстро превращается в очень драматичную, необычную и взрослую историю, последняя серия которой оставила меня в шоке и слезах. Это стало возможным благодаря смелости, а также вниманию и любви к мезоамериканскому наследию, отличающим создателей «Майи» — супругов Хорхе Гутьерреса и Сандру Экиуа, ранее работавших над полнометражной «Книгой жизни».Майя и три воина 6Если «Книга жизни» была признанием в любви к испаноязычной мексиканской культуре, то в «Майе» супруги обратились в первую очередь к наследию коренного населения обеих Америк и Карибского бассейна (отсылкам к современным мексиканским реалиям место тоже нашлось, но об этом позже). Королевство Тека через архитектуру, костюмы и даже название отсылает к ацтекам, чья столица Теночтитлан располагалась на месте современного Мехико. А сама Майя мечтает стать воином-орлом — в ацтекской империи так назывался один из воинских орденов, составлявший основу боевой мощи государства.

Меня поначалу несколько покоробила идея, что героиня мечтает присоединиться к организации, в реальности практиковавшей массовые человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм. Впрочем, и в западной, и в восточной анимации полно примеров милых викингов, не грабящих никого пиратов, славных самураев и других решений из той же серии, к которым мы уже давно привыкли.

Майя и три воина 7Антагонисты в мультсериале — божества и чудовища из мифологий ацтеков и майя. Кроме лорда Миктлана, чьё имя вдохновлено названием ацтекского мира мёртвых, в сериале появилась богиня татуировок Акат, бог землетрясений Кабракан, покровительница крокодилов Сипактли, повелитель летучих мышей Камасоц и многие другие. Создатели сериала интерпретировали божеств достаточно вольно — например, бога ветров Хуракана разделили на двух братьев, Кана и Хуро. Кроме того, богами провозгласили некоторых персонажей, которых чаще называют чудовищами, вроде той же Сипактли или зловещего колдовского козла Чиво. В общем, изучать американские пантеоны по мультику не стоит.

Алис Ги-Блаше была первым режиссером женщиной и одним из первых режиссеров в мире. Свою работу она начала в 1896 году, и спустя годы на ее счету было уже более 1 000 кинолент. Более того, она стала автором самого первого фантастического фильма. Из всех ее лент, до наших дней дошли лишь 350 работ, из которых 22 работы являются полнометражными. До сих пор это единственная женщина в истории, которая владела и управляла собственной киностудией.

Впрочем, составы этих пантеонов, кроме самых главных божеств, до нас вообще дошли фрагментарно: имён богов вроде много, а вот отношения между ними непонятны. В сериале на такие вольности пошли сознательно, чтобы выстроить интересную и запоминающуюся историю. А в эпизодах, где это важно, «Майя» удивительно рифмуется с древними мифами, воспроизводя их причудливую логику настолько хорошо, что порой я лез проверить, не лежит ли в основе сюжета конкретная легенда.

Взять хотя бы завязку. Король в ходе странствий изменяет жене и заводит полубожественного ребёнка, которого растит при дворе. Когда ребёнок достигает совершеннолетия, за ним приходят послы из другого мира, чей правитель требует отдать дитя. Они не похищают ребёнка сразу, а дают королю время подумать, попрощаться и отправить его в царство мёртвых самостоятельно. Но смертные вместо этого используют отсрочку, чтобы найти способ справиться с чудовищами. Мифических и сказочных эпизодов в сериале немало: у многих героев вдохновлённые легендами предыстории и мотивации к действиям. Например, очень распространённая в эпосе жажда мести и славы за победы в бою.

Майя и три воина 4

Одно из следствий такой мифологичности мультсериала — пристальное внимание к личным отношениям между героями, их обидам, влюблённостям, ревности и зависти, дружбе и жажде мести. Вся история начинается со спора о судьбе одной девушки, ради которой её отец начинает войну. И хотя эта война быстро развивается до глобального конфликта, «Майя», как и вдохновившие её произведения, до конца остаётся очень личной историей.

А самое значимое наследие древних мезоамериканских культур в сериале — тема смерти, нечастая для детской анимации. Даже в мультфильмах с готической эстетикой смерть упоминается редко и обычно изображается как ужасная несправедливость, которой герои избегают как могут, спасая и друзей, и врагов.

«Майя» преподносит тут немало сюрпризов. Для начала, умирают в сериале часто — говорить без спойлеров сложно, но персонажи гибнут легко и внезапно, как в «Игре Престолов». В отдельных эпизодах я серьёзно сомневался: а победят ли главные герои, или Гутьеррес снял полноценную детскую трагедию?Майя и три воина 9Но, в отличие от «Игры Престолов», персонажи «Майи», в том числе и живые, о смерти не забывают. Они часто вспоминают ушедших, говорят о том, как относятся к возможности собственной кончины, жалеют, что не сказали погибшим товарищам или родственникам чего-то важного — и получают разрешение этих переживаний. Гутьеррес в интервью объяснил это так:

Графа Дракулу назвали самым часто интерпретированным кинообразом в кинематографе. Его образ вампира переходил с фильма в фильм 72 раза. За ним следует детектив Шерлок Холмс, о котором было создано около 66 фильмов, замыкает тройку самих популярных героев Тарзан, с появлением в 60-ти фильмах.

Мексиканцам Смерть шепчет в ухо: «Живи!» И этот мир по сути признаёт: «Да, есть смерть, и именно это придаёт жизни ценность. Не бывает одного без другого».

Эта идея воспроизводит философию ацтеков, сравнивавших жизнь с цветком и песней — вещами прекрасными, но скоротечными, которые, по мнению ацтеков, оттого становятся только лучше. Этот подход может отпугивать, но готовность рассуждать на такую неудобную и в то же время очень важную тему, как смерть, да ещё и в формате мультсериала, вызывает уважение.

Майя и три воина 2Наследие коренного населения Центральной и Южной Америки заметно и в том, как «Майя и три воина» выглядит. Выше я уже упомянул о заимствованиях из культуры ацтеков, но этим дело не ограничилось. Другие царства в мультсериале опираются на эстетику иных народов, повлиявших на облик Мексики и её соседей. Создавая колдунов с Острова Луны, местного Хогвартса, Гутьеррес вдохновлялся культурой народов Карибских островов. Королевство Черепов проникнуто духом племён майя. А воинственные горные варвары чем-то похожи на инков. Наконец, сам перегруженный визуальный стиль Гутьерреса, обстановку в мастерской которого жена описывает как «последствия взрыва пиньяты», — с бесконечными деталями костюмов, украшениями в волосах персонажей, архитектурными излишествами, татуировками и пёстрыми лесами — опирается на насыщенные деталями изображения и барельефы, оставшиеся от ацтеков и майя. Оттуда же пришли некоторые приёмы вроде изображения воинов с огромными мускулистыми телами и короткими ногами. На примере визуального стиля видно, что Гутьеррес и Экиуа не пытались создать памятник древним эпохам, а обращались и к современной мексиканской культуре. Например, дизайн богини Акат основан на причёске школьной подруги Экиуа, которая, в свою очередь, напоминает героиню фильма Mi Vida Loca. Церемониальное платье Майи основано на праздничных нарядах, которые носили в Мексике ещё недавно, а в консервативных семьях надевают и сейчас. Облик и поведение некоторых богов отсылает к лучадорам — мексиканским рестлерам. А постановка боёв с исчезающими задниками и выкриками названий атак вообще заимствована из аниме, но в героической атмосфере «Майи» это смотрится очень органично.

Ирландцы являются самыми преданными поклонниками кино. Среднестатистический житель Ирландии ходит в кинотеатр 4,2 раза в год. В то время как средний житель Евросоюза посещает кино 1,9 раз в год.

Майя и три воина 8

Таких пересечений между старым и новым очень много. Сюжет напоминает не только фэнтези и подростковые романы, но и компьютерные ролевые игры, где герой постепенно собирает компаньонов из разных классов. Характеры персонажей, особенно антагонистов, опираются на популярные типажи мексиканской поп-культуры. Да и центральный конфликт с волшебным ребёнком и пророчеством только наполовину уходит в мифологию — не меньшее влияние на него оказали мексиканские сериалы с бесконечными изменами, внебрачными детьми, выясняющими своё происхождение, мезальянсами и ссорами девушек из-за молодого человека.

За что ещё стоит похвалить мультсериал — он чрезвычайно насыщен событиями, персонажами и темами, которые при этом не повторяются и в которых не путаешься. Кроме Майи и трёх её спутников экранное время нашлось и для преувеличено готического антигероя Затса, Принца Летучих Мышей, и для родителей героини, и для правителей окружающих Теку народов, и, конечно, для множества богов. У каждого персонажа есть собственный стиль, характер, манера поведения и место в сюжете. А все товарищи Майи, её родители и даже домашний питомец, ездовой ягуар Чапа, меняются и развиваются, каждый по-своему.Майя и три воина 1

Благодаря этому сериал за 9 получасовых эпизодов затрагивает массу важных тем, не ограничиваясь размышлениями о смерти. Это и отношения родителей и детей, которых касаются с разных сторон, от необходимости сепарации до вины, которую испытывает дочь перед матерью. И классические для молодёжных сериалов проблемы буллинга, неуверенности в себе и поиска себя в обществе, которое считает тебя чужим.

Нашлось место и для разговора о ПТСР, и для размышлений о проблемах экологии, и даже для критики колониализма. Так, боги Череп и Кость — единственные, у кого нет ясного прототипа в мифологии — одеты в европейские костюмы и крадут любой блестящий предмет, до которого дотягиваются. А армия лорда Миктлана состоит из скелетов-конкистадоров. Благодаря тому, что все эти проблемы затрагиваются кратко, но очень ёмко, сериал не создаёт ощущения морализаторства и повторения одного и того же.

Мелодрама «Эммануэль» также попадает в книгу кинорекордов: ее показывали в одном одного парижском кинотеатре 11 лет подряд.

«Майя и три воина» преподносит сюрприз за сюрпризом. Каждый раз, когда кажется, что сериал не сможет больше удивить, он снова это делает — и так 9 серий подряд. Гуттьерес ничего не сказал о продолжении, и это, наверное, к лучшему: история Майи в последней серии закончена, и любое возвращение героини обесценило бы финал. Но, конечно, очень хочется, чтобы такие сериалы появлялись как можно чаще.

Майя и три воина 5