Слезы под дождем: интересные факты о фильме «Бегущий по лезвию»

Бегущий по лезвию фильм Ридли Скотта

39 лет назад Ридли Скотт показал нам Лос-Анджелес 2019 года в виде неоновых джунглей, наполненных дымом. Созданный им образ оказался настолько сильным, что большинство зрителей не смогли понять то, что увидели. А это одна из самых плохих вещей, что может случиться с кинолентой. После выхода критики растоптали фильм, а публика его попросту проигнорировала.

Но это был не конец, а только начало, ведь «Бегущий по лезвию» со временем занял первые места в списках лучших фантастических фильмов . Это картина, по которой будет учиться не одно поколение кинематографистов. Культовое творение великого мастера, которое и сейчас, в эпоху расцвета компьютерной графики, не утратило своей вдохновляющей силы.

В этой статье kinowar.com собрал некоторые из фактов о легендарном фильме, что особенно актуально в связи с тем, что вскоре его можно будет снова увидеть на большом экране.

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Бегущий по лезвию

  1. Кинолента основана на знаменитом романе Филипа К. Дика “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”. Сюжет подвергся существенным изменениям, из-за чего фанаты книги поставили фильму очень низкую оценку. А вот зрители, не читавшие произведение, в основном остались довольны.

Бегущий по лезвию Дэрил Ханна Рутгер Хауэр

  1. В книге нет слова «репликанты» — роботы, неотличимые от человека, названы там андроидами. Термин «репликант» придумала дочь одного из сценаристов, которая, будучи микробиологом, познакомила отца с процессом репликации клеток.
  2. В книге также не было и блейдраннеров. Сценарист Хэмптон Фэнчер позаимствовал термин у Уильяма Берроуза и его книги «Blade Runner: A Movie». При этом Берроуз не был автором термина, который впервые появился в фантастическом романе 1974 года «Bladerunners», написанном Аланом Нурсом.

Вдохновение для создания образа Чубаки из фильма «Звездные войны» режиссер и сценарист Джордж Лукас почерпнул из собственного пса. А само слово Чубака для имени персонажа позаимствовали у русского слова «собака».

Бегущий по лезвию

  1. История «Бегущего» началась с Хэмптона Фанчера – актера, сыгравшего в десятках телесериалов, но так и не ставшего большой звездой. Однажды к нему пришла мысль о написании сценария к фильму, а его друг подал идею об экранизации книги Дика. И хотя сам роман не сильно понравился Фанчеру, он решил, что история о детективе, охотящемся на беглых андроидов, будет коммерчески успешной.
  2. Когда речь зашла о поиске режиссера, идеальной кандидатурой стал Ридли Скотт , прогремевший на весь мир благодаря ленте «Чужой» . Британец прочитал сценарий и отказался, так как планировал работать над экранизацией «Дюны», но впоследствии изменил свое решение. Проект «Дюны» в итоге перешел к Дэвиду Линчу, и после выхода на экраны в 1984 году он провалился в прокате, но стал культовым. Еще одно интересное совпадение заключается в том, что автором новой экранизации книги Фрэнка Герберта стал Дени Вильнев , снявший также сиквел «Блейдраннера» — картину «Бегущий по лезвию 2049» , продюсером которой выступил Ридли Скотт . И к слову, она также не имела успеха в прокате.

Бегущий по лезвию

  1. После прихода в проект, Скотт сразу же начал менять сюжет, так как хотел расширить мир «Бегущего» и вывести героев на улицы футуристического города. Фанчеру пришлось неоднократно переписывать материал и вносить в него идеи Ридли, что приводило к постоянным разногласиям. Впоследствии к написанию сценария привлекли Дэвида Пиплза, который должен был исправить все согласно требований режиссера.
  2. «Бегущий по лезвию» относится к кинолентам, которым с самого начала все мешало, и это на самом деле подобно чуду, что она была снята. Проект малобюджетного нео-нуара, с историей, разворачивающейся в камерных декорациях нескольких квартир из-за льющейся через край фантазии режиссера и его перфекционизма начал пугать своими масштабами еще до начала съемок. Бюджет кинокартины стремительно разрастался, что требовало дополнительного финансирования, которое в итоге привело к продаже прав на будущую ленту инвесторам и студии Warner Bros.

Бегущий по лезвию

  1. Главным кандидатом на роль Рика Декарда долгое время был Дастин Хоффман, сильно удивившийся предложенной роли, и в случае своего утверждения он планировал внести существенные изменения в этот образ брутального мачо. Переговоры с ним продолжались несколько месяцев, но он так и не получил работу по причине творческих разногласий. Помимо него, на эту роль рассматривались Джек Николсон , Шон Коннери , Аль Пачино , Арнольд Шварценеггер , Клинт Иствуд и Томми Ли Джонс .

Знак Голливуда был создан в 1923 году, но совсем не как обозначение всемирной фабрики грёз. Это была просто реклама новых жилых кварталов Лос-Анджелеса, а надпись была длиннее: HOLLYWOODLAND. Предполагалось, что знак простоит около полутора лет, однако благодаря бурному развитию киноиндустрии в Голливуде его решили оставить.

Бегущий по лезвию

  1. Благодаря участию в «Звездный войнах» и «Индиана Джонс» и при поддержке Стивена Спилберга, на роль бегущего по лезвию был утвержден Харрисон Форд. Однако на площадке актер не всегда ладил с режиссером, что однажды чуть не вылилось в потасовку.
  2. Филип К. Дик, после того как увидел на съемочной площадке Харрисона Форда в роли Рика Декарда, заявил: «Он был больше Декардом, чем я представлял. Это было невероятно. Декард существует!»

Бегущий по лезвию

  1. После того, как Кэтрин Хабер посоветовала Скотту взглянуть на Рутгера Хауэра в кинолентах Пола Верховена «Солдаты королевы» и «Турецкие наслаждения», он больше никого не видел в роли «сверхчеловека» и беглого андроида Роя Батти. По мнению Ридли, облик голландца полностью соответствовал описанию, данному Филипом К. Диком: было в нем что-то «леденящее, безупречное, арийское» и отдал ему роль без единой пробы. Однако во время их первой встречи Хауэр решил подшутить над Скоттом, и появился в огромных зеленых солнцезащитных очках, розовых атласных брюках и белом свитере с изображением лисы. По словам Кэтрин Хабер, когда режиссер увидел Рутгера, он буквально побелел.

Бегущий по лезвию фильм

  1. Съемки киноленты стартовали в марте 1981 года и длились четыре месяца, работали в основном ночью, под дождем, и все это сопровождалось полнейшим хаосом. Большинство сцен были созданы в студийном павильоне, но присутствовали и натурные съемки — местом, где жил Себастьян, стало Брэдбери-билдинг, а под полицейский участок замаскировали вокзал Юнион. И хотя эти здания многим были знакомы по другим фильмам, Скотт заявил, что покажет их так, как никто не показывал до него — и оказался прав.

Бегущий по лезвию фильм 1982

  1. Режиссер обращал внимание на любые незначительные детали и делал десятки дублей даже самой крошечной сцены до тех пор, пока не находил идеальный кадр. К примеру, Ридли не понравилась чашка и карандаш Холдена, так как по его мнению они недостаточно гармонично дополняли композицию кадра. В итоге человеку, ответственному за реквизит, пришлось купить сотню чашек и карандашей, чтобы британец отыскал нужные. Все это крайне утомляло команду, от которой требовался такой же перфекционизм, как и у режиссера. С самого начала работа над кинолентой стала выбиваться из графика, что нервировало продюсеров, не понимавших, зачем Ридли снимает так много материала. Недоволен был и главный актер, так как ему приходилось подолгу сидеть в гримерке без дела и из-за этого он называл фильм «Ползущим по лезвию». По словам Шон Янг , сыгравшей в фильме Рейчел, впервые она увидела Форда счастливым лишь в день завершения съемок.
  2. Еще одной причиной недовольства были творческие разногласия, возникшие между Харрисоном Фордом и режиссером. Актер считал, что играет человека, а не репликанта. Ридли же настаивал на обратном. К слову споры о том, кем же на самом деле был «бегущий по лезвию» не утихают по сей день среди фанатов киноленты.

В Америке телефонные компании специально выделили телефонные номера в диапазоне от 555-0100 до 555-0199 для использование их исключительно в фильмах, сериалах и компьютерных играх. Это было сделано, чтобы обезопасить простых граждан от звонков безумных фанатов на реально существующие номера. В комедии «Брюс Всемогущий» был показан реально существующий телефонный номер, и его владелица начала судебный процесс против кинокомпании, так как ее стали донимать фанаты, которые безустанно звонили и спрашивали Бога.

Бегущий по лезвию фильм

  1. Первоначально у Роя Батти должен был быть длинный монолог незадолго до его смерти. Рутгер Хауэр счел этот текст чрезмерно техническим, не имеющим отношения к фильму, и мешающим созданию драматического эффекта в сцене. В ночь перед съемками без ведома Ридли Скотта актер удалил большую часть монолога, сохранив лишь понравившиеся ему фрагменты, а затем добавил две последние строчки: «Все эти моменты будут потеряны во времени, как слезы под дождем. Пора умирать.»
После того, как они закончили снимать сцену по версии Рутгера, члены съемочной группы зааплодировали, а некоторые даже расплакались.
  1. «Все те моменты» — так позднее назвал свою автобиографию Хауэр.

Бегущий по лезвию фильм

  1. Идея использовать голубя в фильме также принадлежала Рутгеру. Птица должна была высвободиться и улететь сразу после смерти Батти, однако во время съемок этой сцены большое количество воды, используемой для дождя, намочило птицу, из-за чего она не смогла улететь.

Бегущий по лезвию фильм

  1. Согласно биографии Хауэра, финальное противостояние между Риком Декардом и Роем Батти должно было быть дракой в старом спортзале с использованием боевых искусств, таких как кунг-фу. Рутгеру эта идея не понравилась, и он сказал, что это «слишком Брюс Ли» (он все равно не знал кунг-фу), вместо этого он придумал идею о том, что репликант будет преследовать героя Харрисона Форда.
  2. В реальной жизни Рутгер Хауэр умер в том же году, что и его персонаж (2019), но в другом месяце (июль, а не ноябрь).

Бегущий по лезвию

  1. Ридли Скотт и оператор-постановщик Джордан Кроненвет достигли знаменитого эффекта «сияющих глаз» используя технику, примененную Фрицем Лангом в его знаменитом «Метрополисе» и известную как «процесс Шюфтана»: свет отражается в глазах актеров и актрис с части полупрозрачного зеркала, установленного под углом 45 градусов к камере.

картина Эдварда Хоппера «Полуночники» вдохновение для Ридли Скотта Бегущий по лезвию

  1. Одним из источников вдохновения для режиссера были нуар-фильмы 40-х и знаменитая картина Эдварда Хоппера «Полуночники».

Эмпатический тест Войта-Кампфа

  1. Эмпатический тест Войта-Кампфа, используемый в фильме для выявления репликантов, взят из статьи математика Алана Тьюринга под названием «Вычислительные машины и разум», в которой он предложил тест, способный окончательно решить проблему машинного интеллекта.
  2. Автор романа не дожил до выхода фильма на экраны. Незадолго до смерти он выражал уверенность в том, что картина непременно произведет революцию в жанре. Однако первые оценки критиков и зрителей были достаточно низкими, а свой культовый статус фильм приобрел лишь спустя годы.

Ученые на Южном полюсе рассказали в своем твиттере о странной традиции: каждый год в феврале, когда начинается полярная зима и ученые оказываются отрезаны от всего мира до ноября (погода портится настолько, что самолеты не могут летать), они устраивают просмотр всех фильмов «Нечто». По сюжету фильма нечто страшное происходит на антарктической базе во время непогоды.

Бегущий по лезвию

  1. Релиз фильма состоялся летом 1982-го, и продюсеры, рассчитывающие на успех, не учли одного важного фактора, а именно конкуренции. В тот период на экраны вышло слишком много фантастики: «Стар Трек», «Нечто», «Безумный Макс» и «Инопланетянин», который, к слову, всех и «задавил». Будучи очарованной легким фильмом Стивена Спилберга , публика не была готова к мрачной атмосфере «Бегущего» и тому миру, который он показывал. И лишь в 90-х годах, с выходом режиссерской версии, фильм, хоть и с опозданием, но по праву взял то, что заслуживал, став одним из лучших научно-фантастических фильмов в истории.
  2. «Бегущий по лезвию» имеет семь версий: рабочая, расширенная рабочая, первоначальная, международная, телевизионная, режиссерская и финальная. Сиквел “Бегущий по лезвию 2049” является продолжением режиссерской версии первого фильма, который завершается открытым финалом.

“Бегущий по лезвию 2049”

  1. Даже те, кому картина не нравится, признают, что в техническом плане это шедевр. «Бегущий по лезвию» все еще остается одним из самых красивых фильмов за всю историю кинематографа. При этом в начале 80-х годов прошлого века компьютерная графика еще пребывала в зачаточном состоянии. Все эффекты здесь были достигнуты с помощью декораций, моделей, миниатюр, комбинированных съемок и рисованных фонов, а также света и дыма.
  2. Кристофер Нолан признавал, что «Бегущий по лезвию» оказал огромное влияние на его фильмы «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь» . Другие большие поклонники этого фильма — Гильермо дель Торо, Фрэнк Дарабонт и Тони Скотт .
Ира Дробот

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: