Солярис \ Solaris (1971)

Сразу скажу, что это не моя рецензия на фильм «Солярис» Андрея Тарковского. Но это мой самый любимый фильм на космическую тему. Очень люблю научную фантастику с раннего детства и Станислава Лема в особенности. И мне ужасно интересно, как иностранцы воспринимают наш фильм. Такой сложный фильм. (Русский ответ фильму Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», вне всякого сомнения). Судите сами.

С огромной радостью я распаковал «Солярис», недавнюю покупку на летней распродаже the Criterion. До этого я посмотрел единственный фильм Тарковского, «Сталкер», который для меня стал кинематографическим вызовом, и я частенько о нём задумываюсь. Теперь я уже лучше подготовился к медленным и наползающим сценам и его цветовым вариациям.

Я вспоминаю, какое чувство вызвал у меня его «Сталкер» и такое же повторилось в «Солярисе», где первый час такой замедленный, но результат вознаградил за терпение. Я ощущаю необходимость заставить вас полюбить этого режиссёра и особенно этот умный и прекрасный научно-фантастический фильм.

Крис Кельвин (Донатас Банионис) – угрюмый, но в других отношениях обычный психолог, получает задание лететь на космическую станцию в районе таинственной планеты Солярис, о которой так мало чего известно. Он знает, что на станции работают только трое учёных.

Тёмный рыцарь - Первый фильм о Бэтмене, в названии которого сам Бэтмен не упоминается.

По прибытии он узнаёт, что его друг доктор Гибарян покончил с жизнью, оставив ему послание, где есть странное предупреждение об угрожающем воздействии планеты. Понаблюдав за коллегами, он сам начинает испытывать то, о чём предупреждал его Гибарян.

Похоже, что Тарковского занимает тема экзистенциализма, что утвердится в его «Сталкере». Фильм – удивительное исследование экзистенциализма, часто отсылающего к таким писателям, как Толстой и Камю. Например, когда Кевин начинает подпадать под творение, которое преподносит ему Солярис в виде умершей жены Хари (удивительно сыгранной Натальей Бондарчук), начинаешь гадать, какой подход предпримет режиссёр в её восприятии.

Типичный фильм жанра sci-fi наверняка как-то бы осудил Кевина за его привязанность к Хари с неизбежным конфликтным штампом – «она не настоящая». Но «Солярис» пошёл тёмным, полным сомнений, путём, который бросил вызов условностям, связанным с любовью и человеческой природой.

Прибавьте к этому и естественную красоту природы, так редко запечатлённую на экране. Есть удивительное свидетельство режиссёра Акиры Куросавы об этом фильме и его первой встрече с Андреем Тарковским (встреча закончилась тем, что они хорошо выпили и спели дуэтом песню из «Семи самураев»). Куросава утверждает, что медленное, но завораживающее начало фильма нужно было для того, чтобы заставит зрителя скучать по Земле.

После выхода в 1959 году фильма «В джазе только девушки» его показ был запрещен в штате Канзас. Причина — излишняя откровенность сцены с Мэрилин Монро и Тони Куртисом, а также их взаимное переодевание.

Меня поразило это мнение – оно добавляет пронзительности понимания фильма. Начальные сцены фиксируют красоту Земли, но большинство сцен связаны с показом серого космического пространства станции. Это буквально засасывает в земные сны Кельвина.

Не только он скучает по Земле, мы тоже начинаем по ней скучать. Мы хотим ещё больши Земли Тарковского и самое близкое приближение к этому – Хари. Существует чудесная параллель между тем, как Наталья Бондарчук представляет свою героиню и жизнью людей на Земле, включая родителей Криса. В сердцевине этого фильма несчастье – красота уходит, а Крис (и мы вместе с ним) в тоске о ней.

Я не очень рассчитывал, что получу ожидаемое, когда впервые читал синопсис «Соляриса», но был поражён тем, как режиссёр всё это передал. Фильм намного доступнее по пониманию, чем «Сталкер». Он более погружён в реальность сюжета и чуть больше привычного монтажа, но темы и медлительная красота в неё присутствуют. НЕ могу представить, чтобы кто-то другой смог рассказать такую историю. Вот почему я не могу решиться на версию Содерберга.

Тарковский это автор, который снимал мир уникальным, только ему доступным образом.

Во время съемок фильма «Джанго освобожденный» Леонардо Ди Каприо на самом деле поранил руку (ударяя по столу он случайно попал по стакану), да так, что пришлось экстренно накладывать швы. Такого в сценарии не было, но сцену в фильме оставили, настолько все было реалистично.

Я бы посоветовал картину всем любителям кино, любителям научной фантастики, ищущим вызова и тем, у кого этим вечером случился экзистенциональный кризис. Фильм прекрасен, переполнен смыслами и может найти отклик у каждого. Отличная работа, Андрей.


Источник – travisryanfilm.com

P.S. The Criterion — компания из Нью-Йорка, созданная в 1984 г. Janus Films и Voyager Company с целью распространения в США и Канаде видеокассет со значимыми с художественной точки зрения кинофильмами. В 1990-е годы перешла на выпуск лазердисков, в 1998 году — на форматы DVD и, позже, Blu-ray.

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Анатолий Солоницын (доктор Сарториус), Владислав Дворжецкий (Анри Бертон).

Дубляж голоса Донатаса Баниониса, который до конца дней не избавился от акцента – Владимир Заманский. Вадим Юсов – оператор.

Художники, воплотившие фантастический мир – Наталья Фомина и Михаил Ромадин.