«Великая», 2-й сезон: идеальный русский сериал, снятый варягами

Новый сезон восхитительной клюквы а ля рюс неожиданно окрасился в мрачные драматические тона. Императорский дворец становится похож на «Карточный домик», Екатерина взрослеет и ожесточается, Петр превращается в настоящего душку, а фантазии шоураннера-австралийца МакНамары — все ближе запросам российского зрителя.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор КинопоискаПервый сезон оставил Катерину и ее сподвижников на поле боя: попытка переворота разделила дворец на враждующие этажи. Между сторонниками Петра и Екатерины установилась хрупкая ничья, причина которой не паритет военной мощи, но странная сила любви. Если первый сезон был посвящен тому, как робкая немка обретала влияние и власть в чужой стране, постепенно сепарируясь от своего необузданного мужа, то второй — хроника обратного процесса. Венценосные герои будут, оступаясь и падая, идти навстречу друг другу все девять серий, хотя их примирение и представляется не более вероятным, чем воссоединение Британии с Европой.

Фильм-катастрофа «Титаник» принес киностудии небывалый до сих пор доход – $2 400 000 по результатам международного проката и проката в США. Такой рекорд не сумел побить больше ни один фильм. Разве что «Аватар» того же режиссера - Джеймса Кемерона.

Позволим себе небольшой спойлер: после недолгого топтания на месте (две первые серии нудноваты и кажутся повторением общих мест предыдущего сезона) сюжет «Великой» совершит логичный поворот. Петр отречется от престола и передаст власть жене. Запертый под охраной гвардейцев в своих комнатах, он будет биться над тем, как вернуть себе расположение императрицы, в чувстве которой уверен со свойственным ему солипсизмом. Но, потакая европейским прихотям Екатерины, низложенный император невольно и вправду ступит на путь серьезного переосмысления жизни. Персонаж Николаса Холта из эксцентричного злодея превратится в драматического героя (вообще-то, метаморфоза началась еще в конце первого сезона — так неотразимо было его демоническое обаяние). Рокировка на троне сопровождается рокировкой амплуа: теперь наши симпатии, скорее, на стороне низверженного Петра, который практикует медитацию, опрощается, находит радость в малых делах и запоздало проходит через возрастной кризис, символично разбивая в прах мумию матери и бросаясь с ножом на призрака отца.

Алис Ги-Блаше была первым режиссером женщиной и одним из первых режиссеров в мире. Свою работу она начала в 1896 году, и спустя годы на ее счету было уже более 1 000 кинолент. Более того, она стала автором самого первого фантастического фильма. Из всех ее лент, до наших дней дошли лишь 350 работ, из которых 22 работы являются полнометражными. До сих пор это единственная женщина в истории, которая владела и управляла собственной киностудией.

Такую же примерно эволюцию проделывает и сама «Великая». Если первый сезон был осознанно выдержан в традициях уморительной киноклюквы, цирка с медведями и реками водки, то второй выруливает уже в направлении исторических хроник Шекспира. На первый план выходит политическая драма, которая понимается Тони МакНамарой , шоураннером сериала, не просто как шахматная игра живыми людьми, но и как трагедия выбора и непосильной тяжести короны. Метафора бремени власти тут разыграна буквально: весь сезон Екатерина ходит с огромным животом и немного помутившимся рассудком, ест грязь, бросается в крайности и вообще ведет себя как мегера. Глумливая игра грубых цитат и аллюзий из русской культуры никуда не делась. В какой-то момент к Орлову приезжает из провинции дядя Ваня, Екатерина пишет письмо турецкому султану (посла Порты зовут Сундук!), на доске с росписью ставок на роды наследника престола («Двадцать к одному, что родится крокодил») красуется имя букмекера — Михаил Мишустин. Звучит «Дубинушка», и Елизавета Петровна, словно Раневская, постоянно вздыхает об утонувшем сыне.

Самая знаменитая цитата из фильма «Звёздные войны» — «Да пребудет с тобой Сила» — по-английски звучит как «May the Force be with you». Эту фразу-каламбур можно понять и как «May the 4th be with you» («4 мая с тобой»). Именно поэтому день «Звёздных войн» фанаты этой саги празднуют 4 мая.

Но все эти прибаутки, так развлекавшие зрителей первого сезона, отступают перед другой, тотальной аллюзией: довольно быстро новая «Великая» начинается казаться совершенным российским сериалом, недосягаемым идеалом для отечественного телепродакшена, так увлеченного игрой в солдатики и прочтением русской истории как комментарием к текущим событиям. Найдите десять различий между ней и «Союзом Спасения» , персонажи которого также пытаются насильно пересадить европейский либерализм в российский глинозем, или культовой «Бедной Настей» с ее тотальным панковским анахронизмом, карикатурными придворными страстями и истерическим рефреном «честь имею!» (чем не «Huzzah»?!).

Миллионер из трущоб - Компания Mercedes-Benz попросила снять свой логотип с использовавшейся в съёмках этого фильма машины. Они аргументировали свою просьбу тем, что ассоциация автомобиля с бедным районом может негативно сказаться на имидже фирмы.

Николас Холт и Эль Фаннинг
Приятную ностальгию навевает и отточенная психологическая игра, которая традиционно считается особенностью советских экранизаций русской классики в противоположность якобы бездушному лубку иностранных трактовок. Так вот, Эль Фаннинг играет в царицу с удивительной живостью, иронией и самозабвенностью, преображаясь то в зарумянившуюся от прилива прогрессивных идей реформаторшу, то в капризную самодержицу, а то и в белую, как полотно, женщину, с перепугу нанесшую смертельный удар (буквально ножом в сердце) врагам Росиии. Она определенно могла бы стать даже Наташей Ростовой, лучшей со времен Людмилы Савельевой . Нельзя молчать и о феерическом выходе Джиллиан Андерсон , превратившейся тут в условную героиню «Опасных связей» : она изображает токсичную мать Екатерины, приезжающую с ревизией в империю, захваченную дочкой, и с иезуитским коварством разжигающую пламя дворцовых интриг и типично американской семейной драмы одновременно.

Роль в фильме «Криминальное чтиво» не принесла Джону Траволте больших доходов, как и его предыдущие попытки разбогатеть, работая актером. Его гонорар составил около 100000 $.

Дополнительного шарма «Великой» в глазах российского зрителя придает то обстоятельство, что, сами того не ведая, создатели сериала заплывают за все буйки, негласно установленные в отечественном кино- и в какой-то степени даже в стриминг-продакшене. Политика, иерархи, дом Романовых, излишества, волшебные грибы, особенности национальной охоты — каждая из этих тем могла бы стать красной карточкой для наших продюсеров, и обо всем этом МакНамара рассуждает не то чтобы со знанием дела, но с изяществом и остроумием, достойным аплодисментов. Одновременно он ухитряется выдавать объекту своей сатиры такие гомерические комплименты, какие мы могли бы стерпеть только от заморского гостя: по итогам второго сезона Россия оказывается если не родиной крокодилов, то уж точно степлера, американских горок и холодильника. Мелочь, но приятная? Indeed, как сказали бы при дворе.

Внимательные фанаты заметили, что в фильмах «Мстители: Эра Альтрона» и «Тор: Рагнарёк» Тор носит прядь Локи, вплетенную в свои волосы. Почему — неизвестно, но одна из теорий гласит, что на тот момент Тор думает, будто его брат мертв, эта прядь — своеобразная дань памяти Локи.

Читайте также
  • Эль Фаннинг — о сериале «Великая» и том, кому Екатерина II показывает фак
  • Смешная «Великая»: сериал, в котором Екатерина II любит только Россию
Смотрите сериал more.tv «Великая» на Кинопоиске в Плюсе c more.tv